Реализм в литературе. Краткое пособие.

В художественной литературе реализм развивается постепенно, в течение многих столетий. Но понимание того, что он существует, и сам термин «реализм» возникли лишь в середине XIX в.Реализм отличался от своих предшественников тем, что свойственная эпохе средневековой литературы, классицизму, реализму односторонность в передаче читателю характеров людей, была преодолена, теперь писатели получили способность разностороннего изображения характеров. 

Данная особенность, отмеченная критиками, должна была привести к научной формулировке понятия «реализм», но в теоретической части всё же оставался вопрос, который нужно было решить: что такое «обстоятельства», которые влияют на изображаемые характеры, и почему развитие характеров в зависимости от них является основной чертой реализма.

Распространённым принципом в определении реализма является принцип правдоподобия в изображении жизни. Несомненно, что понятие правдоподобия в искусстве может и должно быть взято в качестве принципа реализма. Не стоит забывать, что достаточно часто к правдоподобию изображения относятся и отдельные детали явно нереалистических произведений. При создании образа человека в его взаимоотношениях с окружающим миром природы и общества, писатель раскрывает характер героя с различных сторон, ставит его в определённые отношения с другими людьми, изменяет  или объединяет соответствующие факты и события его жизни. Но выбор событий жизни неизбежно связан с особенностями её понимания, с представлениями о ней. 

Совершенно очевидно, что, помимо идейного замысла, который писатель хочет воплотить в своём произведении, он, воссоздавая человеческую жизнь, руководствуется и общими понятиями о жизни, определёнными представлениями о том, из чего складываются внутренний мир человека и окружающая его среда, от каких факторов зависят судьба человека, развитие общества, что определяет поведение людей, их отношения и связи, чем является окружающий их мир.И как бы ни были сложны или элементарны действительности эти представления, из каких бы источников они ни проистекали - из научных данных и знаний, или из житейского опыта и наблюдений, эти представления и понятия писателя, его понимание действительности, реальных отношений и связей людей определяют особенности художественного воспроизведения им человека и жизни. Способ раскрытия внутреннего мира человека в его связях с внешним миром, принципы воссоздания человеческой жизни в её развитии обусловлены общим мировоззрением писателя. 

Помимо идей, воплощающих социальные и политические идеалы, и стремления писателя, в его мировоззрение входит также комплекс представлений о человеке и обществе, о их взаимных связях и отношениях, о закономерностях общественного развития - представления, прежде всего определяющие особенности художественного метода, в частности реализма. Это равным образом относится и к отдельным писателям, и к целому литературному направлению.

История художественной литературы неразрывно связана не только с развитием действительности, как объективной и определяющей основы искусства, но и с развитием представлений и понятий о жизни, о природе человека, об окружающей среде, об истории. Каждое подлинно великое направление в развитии мировой литературы вносило свой вклад в этот процесс. Но понадобился длительный путь развития самой жизни, философского и художественно-практического познания мира, чтобы искусство и литература выработали собственный метод, наиболее соответствующий их собственной природе и адекватный действительности, т.е. метод реализма.

История возникновения реализма в мировой литературе

Античный мир сыграл большую роль в становлении мирового искусства и литературы, время античности принято даже считать за основоположника всего искусства. Но непреходящее значение античной литературы само по себе не свидетельствует о её реализме. Хотя в литературе античности несомненно присутствуют нотки реализма, так как для древнего грека, скажем, боги были полной реальностью, что мифологическое искусство воспроизводило жизнь такой, какой её представляли и понимали люди античного мира. Но то ,что писатели считали за правду не являлось действительностью и как бы ни верили греки в свои мифы, они не переставали быть фантазией и это не могло стать почвой для возникновения и развития реализма в античной литературе.

На пути к развитию такого литературного направления, как реализм, нельзя не отметить средневековый натурализм, который изображал элементарные формы правдивого художественного воплощения реального облика человека и окружающего его мира. Уже в эпоху средневековья возникает борьба светского мировоззрения с религиозным. Эта борьба не могла не требовать зарождения реализма как и в искусстве, так и в литературе, но для того, чтобы реализм воплотился в жизнь, требовался глубочайший духовный переворот, который развернулся именно в эпоху Возрождения.

Реализм возникает в великую эпоху Возрождения. Как бы не были видны элементы реализма в искусстве античного или средневекового мира, общепризнанным является тот факт, что первые могучие завоевания реализма в области художественной литературы были достигнуты в эпоху Возрождения. Передовая литература эпохи Возрождения ввела в литературу реалистический принцип верности деталей не только при изображении бытовой обстановки и пр., но и при изображении внутреннего мира человека и его поступков, а также освободила человека от его былой зависимости от потусторонних сил, сделав его вполне земным человеком.

Новый этап в развитии реализма открывает эпоха Просвещения. В XVIII в. перед общественной мыслью и художественной литературой с ещё большей остротой, встала проблема общественной среды и её влияния на человека.За два с половиной столетия развитие реализма в европейской литературе прошло три этапа, отразивших три революционные эпохи в развитии самой исторической действительности, в жизни народов Европы: английская буржуазная революция и эпоха промышленного переворота, обострение борьбы со старым порядком во Франции XVIII в.В литературе XIX в. реализм вступает в период своего расцвета. Только в XX в. развивается реализм в китайской культуре. И только в наше время переживает свой подъём реализм в итальянской культуре. Таким образом, реализм в литературе разных народов возникает в разные исторические периоды.

История возникновения и развития реализма в России

Пушкин и Гоголь положили начало новой, реалистической русской литературы, обратив её к реальной действительности и к волнующим вопросам русской жизни. Именно реализм обеспечил русской литературе роль воспитателя общества, сделал её делом национальной важности. Литература становится не только слугой русского круга дворянской интеллигенции, а она переходит к служению общественным интересам, становится трибуной, с которой раздавались призывы к борьбе и протесту против крепостнических нравов, отсталости и застоя русской жизни, против пошлости и дикости помещичье-чиновнического быта.

Фактором, подготовившим возникновение реализма в русской литературе в творчестве Пушкина, явился романтизм. Он подготавливал реализм своим углублением во внутренний мир человека. Изучение происхождения реализма развивалось главным образом вокруг вопроса о возникновении и развитии реализма в творчестве Пушкина. 

Объективный историзм и принцип народности становятся почвой, основой реализма Пушкина. Пушкин отвергает романтизм как метод творчества и становится «поэтом действительности», стремящимся к всестороннему, объективному, конкретно-историческому изображению жизни.Таким образом, реализм развитие реализма и в мировой литературе, и в литературе отдельной нации происходит не путём передачи эстафеты от одного писателя к другому, а путём возникновения, развития и даже борьбы течений не только в области решения проблем жизни, но и в области эстетической и в решении конкретных художественных задач.

 

Всемирно-исторические формы реализма

Реализм от эпохи Возрождения до начала XX в. образует первую всемирно-историческую форму своего развития — классический реализм. Основой этого развития явилось развитие капитализма, борьба классов, приведшая к падению старого, феодального порядка и установлению господства буржуазии, а затем обострение социальных противоречий в собственническом обществе и начало борьбы рабочего класса за победу социализма.В ходе развития классического реализма в мировой литературе появляются писатели и поэты, творчество которых проникается требованием социального и морального обновления мира. 

Эстетическое отношение классического реализма XIX в. к действительности, которая явилась предметом его изображения, справедливо определяется термином «критический реализм». Классическому реализму в течении его истории характерен дух критики не только по отношению к старому, феодальному порядку, но и к тем буржуазно-капиталистическим отношениям, на почве которых развивался и сам реализм.Бытующие в литературоведении определения «классический реализм» и «критический реализм» вовсе не являются друг другу противоречащими определениями. 

Термин «классический реализм» должен быть понят как определение первой всемирно-исторической формы развития реализма в мировой литературе, такой формы, которая дала художественному развитию человечества классические образцы реализма.Третья эпоха в художественном развитии человечества, открыла в мировой литературе вторую всемирно-историческую форму реализма — социалистический реализм.

В конце XIX в. искусство и литература тех наций Европы, которые долгое время шли в первых рядах развивающегося  художественного течения, вступают в период кризиса и упадка. Признаки кризиса проявились в возникновении и бурном развитии новых направлений в искусстве и литературе, в дальнейшем получивших общее название модернизма. Реализм подвергается нападкам, объявляется устаревшим искусством. Но смена литературных направлений была необходима, так как каждое из них представляло собой исторически необходимый этап во всемирном развитии литературы.

Критический реализм

Для развития реализма были необходимы определённые идейные предпосылки, такие как возникновение историзма в сознании передовых писателей, способности осознавать своеобразие социальной жизни их исторической эпохи. Всё это было обусловлено обстоятельствами общественной жизни. Крутые переломы, произошедшие на рубеже веков в социальных отношения Англии и Франции, раскрыли писателям — одну несомненную истину. Они показали, что решающее значение в жизни общества имеет борьба социальных классов за свои общественные идеалы и что в результате этой борьбы в обществе в каждую эпоху устанавливается то или иное соотношение социальных сил. 

Таким образом, вытекая из историзма мышления писателей, начинает своё активное развитие критический реализм.Суть критического реализма заключалась в том, чтобы показать всю правдивость жизни людей и в первую очередь людей обездоленных и страдающих. В произведениях критического реализма подвергались критике явления социальной несправедливости, писатели также стремились изобразить жизнь с отрицательной стороны, отстоять свои идеалы и призвать людей бороться со всеми отрицательными качествами действительности.Пока в мировой литературе активно развивался метод критического реализма, в творчестве Горького, реализм уже поднимался на более высокую ступень своего развития: социалистический реализм.

Социалистический реализм

Почвой для рождения социалистического реализма явилась революционная борьба рабочего класса и всех трудящихся против всякого социального гнёта, развернувшаяся с конца XIX – начала XX в., особенно в России. Литература социалистического реализма, играла огромную роль в становлении общества. Писатели такого направления, как социалистический реализм, неразрывно связаны с политикой, которая направляет творческое внимание писателей на важнейшие задачи, например, на социалистическое строительство(Россия) или на аналогичный художественный стиль в Германии, но на построение чисто арийского государства. Через произведения подобных направленностей было просто давать идею в массы, так как люди связанные с искусством пропагандировали в своём творчестве идеи построения «нового общества».Литература социалистического реализма так же унаследовала самые сильные стороны литературы критического реализма: и отрицание того, что подавляет человека, мешает ему жить полной жизнью, и стремление положительных героев к лучшему, к гармоническим отношениям между человеком и обществом. 

 

Самому реализму как художественному методу присущи такие особенности, которые обеспечили ему наиболее глубокое проникновение в действительность, художественно адекватное воссоздание той «совершенной истины жизни».Таком образом, реализм никогда бы не смог стать великим явлением мировой литературы, если бы он прошёл мимо картин безотрадной жизни общественных «низов», миллионов простых людей, не показал бы ужасы нищеты, унижения и развращения господской «культурой» трудящихся масс города и деревни. При этом классический реализм запечатлел и высокий нравственный облик лучших людей народной среды. Но именно в этой трагической судьбе, которая неизменно постигала этих лучших людей, наиболее чутких, болевших душой о других, сильных и мужественных представителей народных масс, особенно в неизменно печальной доле женщины из народа, наиболее рельефно раскрывается реализмом суровая правда жизни трудящихся классов в собственническом обществе. Рассматривая человека как воплощение исторически сложившихся общественных отношений, реализм показывал судьбы людей в условиях определённых форм социальной, политической, правовой, бытовой, семейной, духовной жизни.