Для шумерской религии (IV тысячелетие до н. э.) характерны общинные верования в богов-демиургов, духов места, покровителей звездного неба и охранителей государственной власти.

Шумерский пантеон

Одним из основных богов шумерского пантеона является Ан - божество неба, старейшина богов. Ан управлял Собранием богов, являлся хранителем священных таблиц судеб ME («сущности», «сути»).

Энлиль («владыка-ветер») - повелитель воздуха и ветра, второй, после Ана, глава Собрания богов, покровитель естественных законов.

Энки («господин земли») - повелитель пресных и подземных вод, создатель и покровитель человечества, писцов и писцового ремесла, умелец, искусник и маг, обучающий различным искусствам младших богов для того, чтобы они передали их людям. Эики был дружествен людям, прибегнув к хитрости, он спас людей от гибели, на которую по настоянию Энлиля они были осуждены Собранием богов.

Думузи («истинный сын») - божество весенних процессов вегетации и покровитель скотоводов. В многочисленных текстах рассказывается о браке Думузи и Инанны, совершающемся весной. В канун летнего солнцестояния Думузи уходит в подземный мир, передавая земле свою плодоносную силу.

Инанна («госпожа неба») - богиня планеты Венера, олицетворяющая силу любовной страсти. Инанна воплощает стихийную силу природы и человеческие эмоции, олицетворяет женское начало, покровительствует любовным отношениям между полами.


Мардук после возвышения Вавилона при Хаммурапи начинает почитаться как верховное божество вавилонского пантеона. Его культ вытеснил почитание Ану и Энлиля. В поэме «Энума элиш» («Когда вверху») ему отведена роль бога-творца. Мудрость Мардука делала его советчиком людей, которые обращались к нему со всевозможными просьбами. Он был расположен к людям, исцелял больных и заколдованных. Его главный храм Эсагила и примыкавшая к нему храмовая башня Этеменанки находились в Вавилоне.

Демонология

Важной чертой шумерской религии является развитая демонология. Различались духи-охранители, враждебные духи и духи предков. К враждебным духам относились чудовища, побежденные героями, духи различных заболеваний, служители подземного мира, охотившиеся на людей. Духи предков чаще всего были враждебны людям, поскольку, как считалось, получали мало пропитания.

Источник