Любой человек в мире знает, что является визитной карточкой Рима! Знаменитый Колизей, огромное сооружение, которое никого не оставляет равнодушным! Нет такой страницы в истории города Рима, которая не была бы связана с Колизеем хотя бы частично. Благодаря этому он и превратился в символ Вечного города. Это потрясающее сооружение в 72 году начал строить император Веспасиан из рода Флавиев.

Император Веспасиан был блестящим полководцем и прославился в войне с иудеями. Это его и привело к власти. Веспасиан всегда был скромным и справедливым правителем, даже помогал своему народу в строительстве на Капитолии. Но часто его упрекали в скупости из-за введения все новых и новых налогов. Но его действия оправдывала важная цель - предстояло отстроить разрушенный город.

Строительство Колизея было закончено в 80 году сыном Веспасиана, Титом, а второй его сын - Домициан завершил работы над внутренними и вспомогательными сооружениями, складами, казармами и площадками для обучения гладиаторов.

Настоящее имя Колизея – Амфитеатр Флавиев. Позднее его стали называть Колоссеум из-за того, что рядом стояла колоссальная 35-метровая статуя Нерона. Своим видом она напоминала греческую статую Колосса. К сожалению, в наши дни от статуи остался только огороженный цоколь, находящийся перед главным входом в Колизей.

Амфитеатр строили на месте искусственного озера, которое находилось в садах возле золотого дома Нерона. При археологических раскопках было обнаружено, что Колизей стоит на очень мощном, толщиной в 13 метров фундаменте, материал которого напоминает армированный бетон. Этим и объясняется долговечность конструкции.

Уникальное сооружение Колизея было построено сравнительно за очень короткий срок изможденными рабами, трудящимися день и ночь, - пленными евреями. Известный архитектор того времени Квинтий Атерий руководил работами над строительством Колизея.

Колизей представляет собой монумент в форме эллипса размером 188х155 метров и высотой внешнего кольца около 50 метров от земли.

С внешней стороны Колизея были расположены три яруса аркад, украшенных дорическими, ионическими и коринфскими колоннами, в проемах арок стояли удивительные статуи, а четвертый ярус был украшен коринфскими пилястрами. Эллипс из 80 арок образовывал наружное обрамление, а на нем четыре арки обозначали входы. Для облицовки амфитеатра использовали материалы из белого мрамора и травертина.

Изнутри, Колизей разделяли стены в виде радиусов на 80 секторов, с отдельными входами, каждый из которых был пронумерован римскими цифрами. При внимательном рассмотрении и сегодня можно различить их. (Эта система разделения стадиона на секторы используется и в настоящее время).

По подсчетам, в Колизее одновременно можно было разместить до 80.000 зрителей. Колизей изнутри был разбит на три уровня. На первом уровне, вокруг арены, находились императорская ложа, мраморные кресла для сенаторов и представителей Двора, с подписанными на них именами и другие места для почетных граждан Рима. Во втором ярусе располагались места для знати, рыцарей, гражданских и военных трибунов. Для женщин предоставлялись деревянные скамьи. Супружеские пары имели свои собственные места. Отдельные места отводились для молодежи и их наставников. На третьем ярусе располагался прочий люд.

Во времена расцвета Колизея в Риме работали всего с рассвета и только до полудня, а остальное время дня - отдыхали. Также было множество праздников. В период правления Августа, праздничных дней в году насчитывалось почти половина. Помимо этого, в городе было большое число бездельников, которые требовали ”Хлеба и зрелищ!”.Именно поэтому в Риме так часто устраивались разные увеселения, и были они многолюдны.

Все представления в Колизее развертывались на площади в центре, состоящей из деревянного настила, посыпанного песком – арене. Арена была отгорожена от зрителей 4-метровой стеной, для безопасности. На арене могли сражаться сразу несколько гладиаторов. Гладиаторами обычно были специально обученные рабы, которые сражаясь, убивали друг друга, в то время как участие хищных зверей всех видов увеличивало ужас представления. По воспоминаниям современников известно, что множество гладиаторов и 5000 хищных зверей было убито всего за 100 дней праздника в честь открытия Колизея. Судьба раненного гладиатора зависела от зрителей, именно они решали его дальнейшую судьбу, а победитель награждался денежной премией, лавровой ветвью или деревянным мечом. Иногда это значило, что он освобождается от смертельных боев. Реже гладиатору даровалась свобода, и хотя у публики среди гладиаторов были любимцы, все же, эта профессия считалась презренной - для рабов. Позже в гладиаторы шли и свободные люди ради денег. Но иногда на арене Колизея приходилось видеть и императоров. В спектаклях, во время сцен охоты или боя, пол на арене раздвигался и оттуда, специальными приспособлениями поднимались диковинные декорации или арена заполнялась водой и на ней устраивались морские сражения.

В 405 году император Онорий запретил кровавые зрелища в Колизее, возможно, из-за растерзанного на арене монаха Телемаха, который пытался остановить кровопролитие.

Колизей был поврежден природой - молниями и землетрясениями в III веке, а после падения Римской Империи произошло полное запустение. Колизей даже использовали как кладбище, потом как крепость. После землетрясения 1349 года и до эпохи Возрождения, Колизей использовался как источник строительного материала. Отсюда брали материал для строительства церквей и дворцов возрождающегося Рима. Скитальцы и бездомные находили свое убежище в развалинах и непроходимых зарослях Колизея. Что интересно, один английский ботаник даже составил двухтомный атлас “Растения Колизея”. Колизей был на грани упадка, но папа Бенедикт XIV (1740 г.) успел предотвратить его. Он освятил Колизей как место, где пали тысячи христианских мучеников. На подиуме был установлен крест и построено ровно двенадцать алтарей. На Пасху здесь проходит богослужение и Крестный ход.

Благодаря постоянным реставрационным работам по укреплению сооружения и отделке здания, Колизей пользуется постоянным вниманием и является великолепным свидетельством величия Рима. И сегодня, спустя века, Колизей представляет гордость Рима и вызывает изумление туристов со всего мира.

Colosseo.jpg