Пантеон с греческого переводится как “храм всех богов”. Это уникальное и отлично сохранившееся сооружение древности было построено в 27-25 годах до н.э. знаменитым военачальником, консулом и другом императора Августа, Марком Агриппой на личные средства.

В 123 году произошла реконструкция Пантеона под руководством императора Адриана, который был большим знатком и любителем греческого искусства. Обновленное монументальное сооружение после этого мало напоминало первоначальное, но император Адриан благородно сохранил имя его первого создателя - Marcus Agrippa над портиком. Оно написано крупными буквами, а свое Адриан поместил ниже.

Работы по реконструкции проводил выдающийся архитектор Аполлодор Дамасский. Весь храм был усыпан старыми обломками и чтобы расчистить его Адриан приказал рассыпать золотые монеты. Прочность новой круглой конструкции, ротонды, обеспечивала кирпичная кладка толщиной 6 метров. Для изготовления купола использовалась деревянная конструкция, помещенная на холм из земли и строительного мусора. Купол Пантеона был выполнен из пяти рядов бетонных кессонов, а содержаниe строительных обломков и пемзы облегчило его массу. Центр купола не закрыт традиционным запирающим ключом, как обычно принято в строительстве куполов, а оставлен открытым, почти 9-метровым отверстием. Это отверстие называю т Oculus или оком Пантеона, оно является единственным источником света в его огромном зале. В полдень здесь можно наблюдать потрясающую картину: огромный столб не рассеивающегося света в зале храма.

Изнутри храм был украшен искусным разноцветным отполированным мрамором, а в семи нишах стояли позолоченные статуи языческих богов, именами которых названы планеты нашей солнечной системы. В храм вели ступени из белого мрамора, а верхнюю часть фасада Пантеона украшал золотой орел с короной - древний символ власти. Купол его сиял бронзовыми позолоченными плитами и гармонично сочетался с подпирающим его цилиндрическим строением. Купол Пантеона до сих пор остается крупнейшим куполом мира.

После принятия христианской веры Пантеон, как и многие другие языческие храмы, был заброшен. Строительный материал и украшения из древних храмов применяли для строительства новых христианских культовых мест. Когда дело дошло до Пантеона, папа римский Бонифаций IV не смог подписать "смертный приговор" этому уникальному архитектурному сооружению. В 609 году папа обратился к императору Фоке с просьбой преобразовать Пантеон в христианский храм. После освящения Пантеона из катакомб были перевезены останки христианских мучеников. Так Пантеон стал храмом Santa Maria ad martires – Святой Марии всех мучеников.

Купол Пантеона значительно пострадал при разделе Римской империи: позолоченные покрытия с него были вывезены в Константинополь, а бронзу с центрального портика папа Урбан VIII отдал Бернини на изготовление балдахина в Соборе святого Петра. Даже сейчас можно рассмотреть уродливые отверстия на бордюре купольного отверстия и над центральным портиком Пантеона. Двери в Пантеон до сих пор хранят следы работы римских мастеров, украшавших их два тысячелетия назад.

Несмотря на многочисленные стихийные бедствия, наводнения и землетрясения, конструкция Пантеона сохранилась в ее первозданном виде. Менялись лишь разнообразные украшения и декоры во внутреннем пространстве храма. Напротив входа в Пантеон, в центральном алтаре, располагается уникальная византийская мозаика VII века в серебряном окладе. В нише первого алтаря - картина “Благовещение”, приписываемая кисти художника XV века Мелоццо да Форли, а по некоторым источникам - Антониаццо Романо.

С 1520 года на личные средства Рафаэля Санти в Пантеоне была отреставрирована капелла Пресвятой девы Марии, на третьем выступе слева. Великий художник пожелал быть похороненным в Пантеоне. На его мраморном саркофаге высечена эпитафия: ”Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть”. Рядом - могила официальной невесты Рафаэля, Марии, племянницы кардинала Бибиена. Она умерла за три года до него, так и не дождавшись свадьбы. Рафаэль постоянно откладывал бракосочетание из-за любви к другой женщине, Фарнарине, которую любил до последнего вздоха. Но все же Рафаэль распорядился похоронить Марию рядом с собой, однако он заказал своему другу художнику Лоренцетти написать портрет Мадонны с Фарнарины и поместить ее рядом со своей могилой.

Пантеон является местом захоронения и других известных людей Рима: художников Аннибале Караччи и Перуцци, композитора Карелли, кардинала Эрколе Консалве. Здесь же покоятся останки королей Италии - Виктора Иммануила II Савойского и Умберто I, а также Маргариты Савойской. Так Пантеон стал усыпальницей известных личностей Италии.

Пантеон.jpg