Роман о художнике (нем. «Künstlerroman»), во многом продолжил традицию «романа воспитания», служил саморефлексии художника и искусства и включал в себя эстетическую программу творца, его художническое кредо.

История возникновения

Истоки жанра берут начало еще в средневековье (первые черты романа о художнике можно проследить в «Тристане и Изольде», «Исповеди» Августина и «Истории моих бедствий» Абеляра). Однако, окончательно сформировался он в эпоху романтизма. Первым классическим романом о художнике принято считать «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете.

Классификации

С точки зрения содержания, роман о художнике относят к разновидности романа воспитания. Немецкий историк и философ Вильгельм Дильтей выделяет три типа романа воспитания и для каждого выводит свой термин: роман развитие, роман образование или педагогический роман, роман о художнике (музыканте, актёре, артисте), т.е. роман о представителе искусства.

С точки зрения метода изображения, Герберт Маркуз в диссертации «Немецкий роман о художнике» разрабатывает типологию произведений о художнике. Он выделяет два типа романа о художнике: реалистически-объективный и романтический. В реалистически-объективном романе окружающий мир является основой для творчества, художник стремится преобразить существующую реальность, сделать мир лучше. В романтическом романе художник не видит для себя возможности реализации в действительности, бежит от нее в идеальную придуманную страну, поэтический мир, где он может найти и воплотить себя.

Характерные черты

  • герой-художник тонко чувствующая творческая личность;
  • художник живет в современном ему обществе и в большей или меньшей степени взаимодействует с ним, не может не взаимодействовать с социумом;
  • художник – точка на единой линии развития человечества, он находится на одной из ступеней восхождения человеческого духа к Богу, к Истине;
  • неразрывная связь творческой личности и исторической эпохи, в которой он существует. Для художника время, в котором он живет, влияет непосредственно на процесс творчества. (Э.Золя «Творчество»)

Роман о художнике в России

Исследователи не имеют единого мнения касательно становления романа о художнике в русской литературе.М.М.Бахтин считает, что этот жанр в России не сложился, Ботникова также отмечает отсутствие данного вида романа, однако, исследователь говорит о «движении» к данной жанровой модификации, обуславливая это «не столько европейским влиянием, сколько внутренней необходимостью осмыслить русскую национальную культуру через призму европейской, «со стороны», что во время написания этих романов как раз строго запрещалось».В современном литературоведении такие ученые как Е.Р.Боровская, А. Д. Маглий, Е. Скороспелова считают, что роман о художнике в России возник еще в начале XX века ( Д. Мережковский «Воскресшие боги. Леонардо да-Винчи», рассказы Н. Гумилева «Скрипка Страдивариуса», Ив. Бунин «Безумный художник»). В середине XX века появляются романы М.Булгакова «Мастер и Маргарита», В.Набоков «Дар» и Б.Пастернака «Доктор Живаго», которые являются самыми яркими романами о художнике первой половины XX века.

В литературе второй половины XX века появляется целый ряд романов, героем которых становится творец, художник в широком смысле слова: А.Г. Битов «Пушкинский дом», произведения В.С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» и «Где небо сходилось с холмами», С.Д.Довлатов «Компромисс».

Список источников

1.Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. Бочаров, С.Г. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.Боровская, Е.Р. Герой-Художник в русской прозе начала и конца XX века: дис. ….канд.филол.наук: 10.01.01. – М., 2000. – 193 с.
2.Бочкарева, Н. С. Роман о художнике как "Роман творения", генезис и поэти-ка: На материале литератур Западной Европы и США конца ХVIII - ХIХ вв.: дис. ... доктора филол. наук : 10.01.03. – Пермь, 2001. – 390 с.
3.Зюбина, Е.А. Искусство и художник в прозе Артура Шницлера: дис. … канд. филол. наук. – Нижний Новгород, 2015. – 313 с.
4.Криворучко, А. Ю. Экфрасис в прозе 1920-х годов: И. А. Бунин, Б. А. Лав-ренев, В. А. Каверин // Филология и человек. – Барнаул, 2009. – 127-134 с.
5.Чавчанидзе Д. Л. Идеал рыцарской эпохи и конфликт произведения в немец-ком романтизме (иллюстрация к романтической эстетике) // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX-XX вв. – Пермь, 1989. – 362 с.