портрет дориана грея

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» был написан всего за три недели. Впервые он был опубликован в июльской книжке американского журнала «Липпинкоте Мансли Мэгезин» за 1890 год. В апреле следующего, 1891 года, «Портрет Дориана Грея» вышел отдельным изданием с значительными дополнениями. Помимо мелких вставок, писатель добавил шесть новых глав и небольшое предисловие.

В этой книге авторский замысел не ограничен строго рамками достоверности, и реальность очень своеобразно переплетается с фантастикой. Собственно в истории красивого молодого человека Дориана Грея, послужившего моделью художнику Бэзилу Холлуорду для его лучшего портрета, а затем ставшего под влиянием проповедника гедонизма лорда Генри Уоттона неисправимым себялюбцем и безразличным к морали искателем удовольствий, скатившимся на путь порока – в этой истории все вполне правдоподобно и укладывается в рамки достоверности.

Фантастично то, что человек и портрет как бы поменялись ролями: Дориан Грей на протяжении восемнадцати лет остается внешне неизменным, а тяжкую функцию старения принимает на себя картина, на которой время, страсти и пороки оставляют свои следы.

Литературные предшественники «Портрета Дориана Грея»

Этот фабульный мотив имеет вполне определенную литературную родословную. Мотив таинственной связи судьбы человека с его портретом мог быть заимствован Уайльдом из знаменитого романа его дальнего предка Ч.Р. Метьюрина «Мельмот-скиталец». По художественному функционированию этого мотива роман Уайльда вызывает также ассоциацию с рядом произведений западноевропейских романтиков. В этом ряду стоят некоторые творения Э.Т.А. Гофмана, «Чудесная история Петера Шлемиля» А. Шамиссо и прежде всего – «Шагреневая кожа» О. Бальзака.

Само имя главного героя, вынесенное в название, вызывает ассоциацию с написанным за несколько лет ранее «Шагреневой кожи» романом Б. Дизраэли «Вивьен Грей» – одним из первых так называемых «светских романов» в английской литературе. Место в родословной «Портрета Дориана Грея» занимают также роман «Пэлем, или Приключения джентльмена» Э. Бульвер-Литтона и книга очерков Барбе Доревильи «О дендизме и Джордже Бреммеле».

Наконец, если говорить о влиянии литературных предков на Дориана Грея, должна быть названа еще одна книга – та самая «отравляющая книга», которую дарит юному Дориану лорд Генри. Название книги в романе не приводится, но ни у одного из интерпретаторов не было сомнений, что лорд Генри подарил Дориану известный роман французского писателя Жориса-Карла Гюйсманса «Наоборот», вышедшего впервые в 1884 году. Главный герой этого романа Жан Дезессент – не просто светский денди, проводящий время в поисках изысканных, все более порочных развлечений. Его изощренность в поисках новых ощущений очень скоро превращается из жизненного антуража в жизненную программу, в идеологию. Разумеется, роман О. Уайльда и по своему пафосу и по поэтике весьма отличен от книги Гюйсманса, но генетическая связь между двумя главными героями несомненна.

оскар уайльд

Эстетизм романа

Двадцать пять изящных, остроумны афоризмов, составляющих предисловие романа, могут быть восприняты как тезисное выражение системы воззрений эстетизма. Изречения отмечены поразительной сжатостью и парадоксальностью. Предисловие и роман как бы ведут между собою своеобразный диалог, в ходе которого согласия и противоречия чередуются. Выраженные афористично в отточенных фразах положения эстетической программы Уайльда проходят испытание «на прочность» в собственно фабульной части произведения.

Мысль о первичности искусства, отражающего лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизнь», проявляется в романе следующим образом. Портрет как произведение искусства как будто отражает саму жизнь – жизнь Дориана Грея. Однако же, кроме Дориана, никто изменяющегося портрета не видит, и поэтому можно сказать, что портрет отражает лишь того, кто в данную минуту «в него смотрится», то есть героя.

Понятия «прекрасное» и «красота» ставятся в предисловии на самую верхнюю ступень иерархии ценностей. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования. Тот, кто покушается на Красоту, – независимо от причин и помыслов – сам становится жертвой, как, например, Джеймс Вейн, брат несчастной Сибилы.

В финале романа мы видим антиэстетичный облик мертвого Дориана Грея, это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за преступления. Писатель, вопреки собственной программе, показал не только душевный кризис своего героя, но в конце концов привел его к наказанию.

Наряду со следами романтического искусства в романе Оскара Уайльда сильна и тенденция к демифологизации, свойственная реалистичной европейской литературе 19 века. История «преступления и наказания» Дориана Грея, несмотря на использование традиционных фантастических приемов, воссоздана в такой конкретике, что не превращается в поучительную романтическую притчу. Пожалуй, ни в одном другом творении английского писателя не переплелись столь разнородные традиции.

Лучшее произведение О. Уайльда

В творческой эволюции Оскара Уайльда – и прежде всего Уайльда-прозаика – роман занял исключительно важное место. В нем очень интересно синтезировались положительные результаты творческих поисков писателя, наметившихся в его прозе конца 1880-х годов. То, что в новеллах и даже в некоторых сказках казалось проявлением чистого поиска или удачно решенными фрагментами, на этот раз предстало компонентами вполне цельной, художественной манеры зрелого мастера. Недооцененный многими критиками-современниками, в глазах исследователей и читателей 20 века единственный роман Уайльда занял одно из главенствующих мест в разножанровом наследии своего создателя.

Литература:

1.Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: очерк творчества / М.Г. Соколянский. – Киев : Лыбидь, 1990. – 199 с.