В переводе с французского языка авангард (avant-garde) - "передовой отряд". Этим термином называют ряд направлений, возникших в европейском искусстве в конце XIX-начале ХХ века.

Русский авангард

Русский авангард, как направление модернистского искусства, получил развитие в начале ХХ века. Отличительными чертами русского авангарда являются его полемичность и четкое противопоставление новых традиций тем, которые существовали ранее. Авангардизм отрицает любое проявление преемственности художественных традиций. Русский авангард сочетал в себе традиции русского искусства и приемов западноевропейской живописи. В рамках авангардистского направления в России существовало несколько художественных течений:

Каждое из этих течений получило развитие в работах талантливых русских художников.

Русские абстракционисты

Абстракционизм отличается стремлением к отвлеченности в искусстве, при этом особую роль в создании художественных образов играют формы и цвета. Основоположником абстракционизма и всего авангардизма в России стал Василий Кандинский. В числе его основных работ можно назвать такие картины, как «Шлюз», «Старый город», «Маленькая мечта в красном», «Композиция VIII», «Желтый звук», «Причудливое» и другие. Внутри абстракционизма также существовали свои течения, например, лучизм и лиризм. Идеи лучизма развивали русские художники Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Ярким представителем абстракционизма является Казимир Малевич, который позже создал собственное направление - супрематизм.

Супрематизм

Для супрематизма характерно сочетание самых простых геометрических фигур разных цветов. Программным произведением К. Малевича стал знаменитый «Черный квадрат», написанный на белом фоне. В этом произведении вся художественность сведена к минимуму. Также идеи супрематизма нашли свое отражение в творчестве таких художников, как Ольга Розанова, Иван Клюнков (Клюн), Александра Экстер.

Художники-конструктивисты

Идеи конструктивизма заключались в стремлении заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а техническим достижениям. Главными представителями конструктивизма в живописи стали художники Эль Лисицкий и Владимир Татлин. Картины Татлина изображают конструкции, состоящие из дерева и металла. Они стали основополагающими для конструктивистского течения в русском авангарде. Лисицкий писал на своих полотнах так называемые «проуны» - трехмерные фигуры, которые являются основой для мебельного производства даже сегодня.

Кубофутуристы

Кубофутуризм - это переходное явление, сочетающее традиции итальянского футуризма и французского кубизма, которое само по себе послужило основой для других течений русского авангарда. Казимир Малевич, Ольга Розанова, Любовь Попова, Наталья Гончарова, Александра Экстер в определенные периоды своего творчества работали в стиле кубофутуризма. Кубофутуристические полотна очень абстрактны и идут вразрез с традиционными правилами создания художественного произведения.