Владимир Миронович Сапожников (12 сентября 1936 года, Москва—20 июня 2004 года, Москва) — заслуженный учитель РФ, лауреат восьми соросовских премий, один из основателей системы матклассов в России.

Школа 91 мат классы

Биография

В 1944 году поступил в школу, которую окончил в 1954 году.

В 1954 году поступил в Московский городской педагогический институт им. В. П. Потёмкина на физико-математический факультет, который окончил в 1959 году, получив специальность учителя математики и черчения средней школы.

С сентября по октябрь 1959 года работал учителем математики в школе № 660.

Затем был призван в ряды Советской армии, прослужив там с октября 1959 года по ноябрь 1961 года. Демобилизован в звании младшего техника-лейтенанта, сдав экзамен на звание офицера запаса.

В декабре 1961 года вернулся в школу № 660, в которой работал до 31 августа 1965 года.

После ликвидации школы № 660 был переведен в школу № 125, где работал до 31 августа 1966 года.

С 1 сентября 1966 года и до конца своей жизни работал учителем математики в школе № 91.

В 1969 году Мироныч, как его называли, набрал первый математический класс 91 школы. Все началось с того, что несколько учеников, успешно сдав вступительные собеседования в математический класс 57 школы, отказались уходить туда учиться, объяснив это тем, что не хотят расставаться с любимым учителем математики.
13 декабря 1989 получил звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Учитель

"В одной сельской школе работал простой советский учитель", - так иногда говорил Владимир Миронович Сапожников про себя.

"Все понимают, что это неверно? "- цитата из него же.

И правда, понимали. Ведь и школа не сельская, а легендарная московская 91-я, да и учитель не простой - именно он и принёс этой школе известность. Мироныч, как его называли и ученики и учителя. Он учил легко решать сложные уравнения и брать интегралы. Он учил ничего не принимать на веру и не давать спуска лжи, подлости, неблагородству.

Владимир Миронович был бессменным учителем алгебры и геометрии в школе целых 38 лет (с 1966 по 2004 год). Он обладал удивительным даром преподавания. На его уроках никогда не было скучно. Говорил он медленно, слегка растягивая слова, но, несмотря на это, его рассказ получался живым, слушать его всегда было интересно.

Спрашивал Мироныч особенно строго: например, за одно пропущенное слово, если оно было особенно значимым, в определении или теореме он мог спокойно поставить двойку. Это заставляло учеников всегда быть собранными и сосредоточенными. Мироныч учил четко мыслить и четко излагать свои мысли (а это не одно и тоже). Он редко ставил высокие отметки. Чтобы получить четверку (не говоря уже о пятерке), необходимо было немало потрудиться. Поэтому четверка по математике в матклассе - это как минимум пятерка в обычной школе.

Очень много внимания Владимир Миронович уделял нестандартным, достаточно сложным задачам, которые должны заинтересовать учеников, подтолкнуть их на свободные исследования. Такие задачи позволяют ученикам получить удовольствие от математики и определить свои силы в ней.

Вот что писал Владимир Миронович по поводу обучения учеников математике:
"Всем ученикам на уроке должно быть интересно. А это возможно только в том случае, когда занятия превращаются в творческую работу. Особое внимание учитель обращает на развитие у учеников математических навыков. Необходимо научить ученика умению понять условие задачи, составлять различные методы ее решения."

"Задачи должны быть занимательными, учить думать. Для их решения необходимо уметь пользоваться всеми своими знаниями, а не только недавно выученным разделом, уметь по малейшим признакам находить аналогию с другими разделами математики. Именно такие задачи и интересные способы их решения воспитывают у учащихся любовь к предмету и высокую математическую культуру.''

А вот его мнение по поводу подбора задач для учеников:

"Ученик должен понять задачу. Но не только понять, но и хотеть ее решить. Если у учащихся не хватает понимания задачи или интереса к ней, это не всегда его вина. Задача должна быть выбрана не слишком легкой и не слишком трудной, должна быть естественной. Если учитель будет пробуждать любознательность учащихся, предлагая им задачи, соизмеримые с их знаниями, то он сможет у них развить вкус к самостоятельному мышлению и развить для этого необходимые способности. Это важно не только для слабых учащихся, а главным образом для ребят, обладающих известными природными способностями к математике, так как они также должны выявить свои таланты и вкусы, изведав удовольствие от занятий математикой."

"Задача, которую решает учащийся, может быть скромной, но если она бросает вызов его любознательности и заставляет быть изобретательным, и если он решит ее собственными силами, то мы достигнем очень много."


Пример задачи на построение, которую на первом уроке по геометрии в девятом классе предлагал Владимир Миронович:

Провести через одну из точек пересечения двух данных пересекающихся окружностей прямую, на которой эти окружности отсекут равные отрезки.

Все теоремы на его уроках ученики доказывали самостоятельно. Учитель (за редким исключением) никогда не выступал у доски перед классом. Когда ученик рассказывал задачу у доски, Владимир Миронович только указывал ученику на ошибки - обычно это были логические пробелы в доказательствах. На уроке он всячески поощрял не просто решение задач, а необычность применяемого учащимися способа решения задач. Его интересовало не просто получение результата, но красота и рациональность способа решения задачи.

Владимир Миронович замечательно учил математике. Но на самом деле это только часть того огромного, что он передавал своим ученикам. Потому что, кроме математики, он учил думать, учил работать. Своим безмерно требовательным отношением к жизни и работе он воспитывал в своих учениках (и не только в учениках, но и в окружавших его учителях) требовательность к себе, уважение к своему труду. Разговоры с ним почти всегда переходили в его монологи. Казалось, что речь шла о разных вещах, но на самом деле тема всегда была одна - школа и ученики.

Его высказывания часто бывали резкими, с ним могли не соглашаться, но всегда было ясно главное: этот человек неравнодушен к школе, он болеет душой за свою работу, ему небезразлична судьба каждого его ученика. У него не было своей семьи, своих детей. Все это ему заменили школа и его ученики. Всем ученикам матклассов крупно повезло в жизни: они встретили человека, беззаветно преданного своему делу, человека глубоко порядочного, не позволявшего себе никакой халтуры.

Последний год дался Владимиру Мироновичу с трудом, но он не пропустил почти ни одного своего учебного дня. Кому-то может это показаться никому не нужным подвигом, но для него это была норма поведения. Он осознавал свою личную ответственность за всех своих учеников. Понимая, что может не успеть, попросил провести его экзамены пораньше - поставил перед собой задачу полностью закончить учебный год. Свою задачу он выполнил.

После смерти Владимира Мироновича в школе остались 10-й и 11-й матклассы, которые он не успел доучить, а также вновь набранный 9-й маткласс. В это тяжелое для математических классов время в школу пришли его бывшие ученики. Они не могли не прийти, потому что так их воспитал Владимир Миронович, который своим примером научил их не только брать, но и отдавать.

Целая команда выпускников, аспирантов и преподавателей МГУ под руководством Федора Юрьевича Попеленского помогла сохранить матклассы школе. Среди них были Михаил Юрьевич Попеленский, Максим Ильич Успенский, Максим Дмитриевич Арнольд, Игорь Анатольевич Нейштадт, а также студенты, ведущие математический анализ. Все они не только вели уроки математики, но и ходили с учениками в походы, возили их в разные города на экскурсии, устраивали шахматные и шашечные турниры и просто общались с детьми. Именно им школа обязана тем, что история матклассов не закончилась со смертью Владимира Мироновича.

После Владимира Мироновича в математических классах работали Анна Николаевна Андреева, Нина Николаевна Панченко, Алексей Леонидович Федулкин, Дмитрий Геннадьевич Мухин, Сергей Сергеевич Вороновский. Они поддерживали высокий уровень преподавания предмета.

Среди известных выпускников математических классов — математики М. Л. Концевич и Д. Б. Каледин; программист, изобретатель игры «Тетрис» А. Л. Пажитнов, режиссёр документального кино Екатерина Ерёменко.


Высказывания Владимира Мироновича


Источники: сайты (новый, старый) школы №91, ВикипедиЯ и ученики Владимира Мироновича.