Сонет.jpg
Сонет – твердая стихотворная форма, стихотворение из 14 строк, образующих два катрена (четверостишие) и два терцета (трехтишие).

Разновидности сонета

Существуют два основных вида рифмовок:
«французская» последовательность — abba abba ccd eed (или ccd ede)
«итальянская» — abab abab cdc dcd (или cde cde).
Иногда выделяют сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»). Эта форма приобрела популярность во времена У.Шекспира. Но такой вид рифмовки считается неклассическим.

Правила сонета

Рекомендовались, но не стали всеобщими некоторые правила:

  1. Строфы должны кончатся точками
  2. Слова не должны повторяться
  3. Последнее слово – «ключевое»

Правила касаются и композиции:

Четыре строфы должны соотноситься как тезис – развитие - антитезис – синтез или как завязка – развитие – кульминация – развязка.

История возникновения и развития

Сонет возник в Италии в XIII веке. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини, поэтом «сицилийской школы». Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной схемой рифмы были близки к народной песне. В дальнейшем сонетную форму культивировали Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя и представители демократической поэтической школы Тосканы (Чекко Анджольери).

Особую популярность сонет приобрел благодаря Франческо Петрарки. В его творчестве сонет стал средством изображения человеческих переживаний. Его «Книга песен» — 366 стихотворений (из них 317 в форме сонета), имеющих одну сюжетную линию — рассказ о любви поэта к Лауре, надолго определила пути развития всей европейской лирики.

В XVIII веке сонет приходит в русскую поэзию (В.К. Тредиаковский), но в эпоху Просвещения он малоупотребителен.

Вновь сонет возвращается с развитием романтизма и символизма, преимущественно в немецких английских и отчасти славянских литературах как жанр философской, описательной и любовной лирики.