Публичная статья
98
10
0

Способы создания образа Башмачкина в "Шинели"

Существует несколько способов создания образа персонажа.

Одним из основных способов является создание портрета, то есть изображения внешности героя. Поступки героя – это тоже часть его образа. Характер человека лучше раскрывается в делах, которые он совершает. Создание образа не может обойтись без индивидуализации речи персонажа. Речь дает представление о социальном статусе героя, образованности, характере и так далее. Зачастую чтобы раскрыть некоторые черты характера персонажа, нужно обратиться к его биографии. Также есть некоторые менее значительные способы, такие как авторская характеристика, привычки, вещи, которыми пользуется персонаж, или говорящая фамилия, нередко соответствующая внутреннему миру ее носителя, а также сны, письма и дневники.

Способы создания образа Башмачкина в повести Н.В. Гоголя "Шинель" и одноименном фильме 1958 года (реж. Баталов)

В повести Н.В. Гоголя «Шинель» представлен точный и подробный портрет главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина. Он описывается автором как человек “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”. Башмачкин делает свою работу беспрекословно и безупречно, он не привык размышлять над тем, что ему поручают. Поэтому, когда работа предполагает небольшое изменение текста, он отказывается. Башмачкин не делает ничего кроме работы, он живет однообразной жизнью. Поступки героя характеризуют его как человека, который не хочет ничего менять ни в своей работе, ни в жизни.

Старая и новая шинели Башмачкина тоже являются частью его образа. Старая шинель, десятки раз заплатанная, уже превратилась в коврик и непригодна для ношения. В ней Башмачкин более походит на бездомного человека, чем на титулярного советника. Когда герой узнает, что вновь порванная шинель не подлежит восстановлению, он решает пошить новую. После того как новая шинель готова, Башмачкин будто оживает и начинает замечать мир вокруг себя. Однако через некоторое время шинель снимают с героя прямо на улице и крадут, из-за чего Башмачкин почти сходит с ума, заболевает и умирает.

Один эпизод из детства Акакия Акакиевича показывает, что его с рождения преследует рок. Не повезло ему уже при выборе имени: «Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уже если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его.»

Фамилию Акакия Акакиевича можно назвать говорящей, так как она произошла от слова «башмак». Она может означать, что ее носитель находится в самом низу социальной лестницы и не может по ней подняться.

В фильме 1959 года режиссера Алексея Баталова актер Ролан Быков очень точно передал образ Башмачкина.

Фильм снят точно по книге, поэтому внешний вид и речь Акакия Акакиевича соответствуют образу, созданному Гоголем. Башмачкин в исполнении Быкова - немолодой мужчина с морщинами и залысиной. Его речь тихая и неуверенная, он почти заикается, когда говорит с начальством. Действия и движения Башмачкина почти всегда неуклюжие. Коллеги Акакия Акакиевича подшучивают над ним и досаждают ему.

Способы создания образа Башмачкина и в повести Гоголя, и в фильме Баталова почти идентичны, однако в фильме ярче передается речь, портрет героя и отношение коллег.

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: