Ибсен.jpg

«Новая драма» – мировоззренческий кризис в драматургии рубежа веков 19-20 в., противопоставивший свои принципы классицистическим и романтическим театральным системам. «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного развитием естествознания, философии и психологии.

Истоки «новой драмы»

У истоков стояли Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, Б. Шоу, А.П. Чехов, М. Метерлинк.

Б. Шоу сформулировал свое представление о творческих задачах, стоявших перед «новой драмой». Главная особенность «новой драмы», по мнению Шоу, заключается в том, что она решительно повернулась к современной жизни и стала обсуждать «проблемы, характеры и поступки, имеющие непосредственное значение для самой зрительской аудитории». Ибсен положил начало «новой драме», и в глазах Шоу для современного зрителя он куда важнее, чем великий Шекспир. «Шекспир выводил на сцене нас самих, но в чуждых нам ситуациях... Ибсен удовлетворяет потребность, не утоленную Шекспиром. Он представляет нас самих, но нас в наших собственных ситуациях. То, что случается с его героями, случается и с нами». Шоу полагает, что современный драматург должен идти тем же путем, что и Ибсен. При этом, говоря о своем собственном творчестве, Шоу признается, что «вынужден брать весь материал для драмы либо прямо из действительности, либо из достоверных источников». «Я ничего не создал, ничего не выдумал, ничего не извратил, я всего лишь раскрыл драматические возможности, таящиеся в реальной действительности».

Задача современного драматурга теперь состояла в том, чтобы вскрыть таящиеся в обществе противоречия и найти путь «к более совершенным формам общественной и частной жизни».

Шоу убежден, что драматизм современной пьесы должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности. «В новых пьесах драматический конфликт строится не вокруг вульгарных склонностей человека, его жадности или щедрости, обиды или честолюбия, недоразумений и случайностей и всего прочего, а вокруг столкновения различных идеалов».

Отличительные черты «новой драмы»

«Новая драма» – это новый тип конфликта. Столкновение человека и действительности, враждебной ему, которая искажает сущность его духа.

  • В новой драме особую роль играют ремарки, которые из исключительно вспомогательного средства превращаются в конституирующие элементы драматического текста, функционально взаимосвязанные с диалогом. В новой драме активно используются ремарки типа «тишина», «молчит», «пауза», которые маркируют ключевые моменты в развитии диалогов и сценического действия и позволяют формировать подтекст. Эту особенность называют также «подводным течением» или «двойным диалогом».
  • В тексте новой драмы словно присутствует два плана, когда произносимые слова далеко не напрямую или даже совсем не выражают отношения героев или раскрывают суть происходящих действий. По выражению А.П. Чехова, «люди обедают, пьют чай, а в это время ломаются их судьбы».
  • Другой характерной чертой новой драмы является стирание оппозиции «монолог-диалог», главным становится противопоставление диалог-ремарка.
  • В новой драме появляется «принцип аналитической композиции», когда завязкой действия служит событие дня, уже свершившееся до начала пьесы, а содержанием драмы – анализ причин.
  • Язык новой драмы приближен к разговорному.
  • Используются символы, позволяющие понять, что что-то не так (звук лопнувшей струны, шорох).
  • Проблематика новой драмы затрагивает те моменты социальной жизни, которые обычно замалчиваются, скрываются. Театр, по мысли теоретиков новой драмы, не должен служить развлечением, он должен отражать социальные проблемы.
  • «Новая драма» переносит внимание с внешнего действия, закрученной интриги на внутренний мир человека, конфликты его сознания и совести. В фокусе оказывается не действие, а разговор, оценки, рефлексия, анализ.


Кукольный дом.jpg