Как возникло течение "театр абсурда"?

Продолжая говорить о периоде постмодернизма в литературе,  важно упомянуть такое течение, как «театр абсурда», затронувшее  литературу.

В начале 50-х годов XX века в театрах Франции появляются нетипичные представления, лишенные элементарной логики, реплики которых противоречили друг другу, а содержание оставалось для зрителей загадкой (например, пьесы Эжена Ионеско). Спектакли носили скандальный характер: зрители возмущались, не воспринимали происходящее на сцене, лишь часть зрителей увлекалась постановками.

В пьесах драматургов-абсурдистов не было положительных героев, их персонажи были лишены человеческого достоинства - забитые внутренне и внешне, искалеченные морально. Авторы при этом не выражали ни сочувствия, ни возмущения.

Некоторые видят связь между литературой абсурда и обстановкой в обществе – разочарованием и упадком, наступившими после краха идей Сопротивления.

По мнению литературоведа Токарева Д. В., это «литература, видящая единственный смысл своего существования в самоуничтожении, в достижении молчания белой страницы, в желании покончить с самовоспроизводящимся словом»

В Энциклопедии Постмодернизма термин «абсурд» определяется как «нелепость, бессмысленность феномена или явления».

Абсурдисты - кто они?

Хотя «театр абсурда» зародился и возник во Франции, инициаторами этого направления были писатели - румын Эжен Ионеско и ирландец Сэмюэл Беккет, проживавшие и работавшие в то время во Франции. В разные периоды к ним присоединились еще некоторые драматурги – А. Адамов (известен по повести «Дело пестрых»), Г. Пинтер (лауреат Нобелевской премии по литературе), Н. Симпсон и другие.

Авторы противопоставляли своих героев обществу.

«Ни одно общество не в состоянии уменьшить страдания людские, ни одна политическая система не может освободить нас от бремени жизни», - утверждал Ионеско. Такое противопоставление личности обществу драматурги заимствовали из философии экзистенциализма, которая во многом стала основой искусства абсурда.

В произведениях литературы абсурда нашли отражение основные положения экзистенциализма, такие как:

  • изолированность человека от внешнего мира;
  • индивидуализм и замкнутость;
  • невозможность общения друг с другом;
  • бессодержательность активных действий;
  • непобедимости зла;
  • недосягаемость для человека поставленной перед собой цели.

С лингвистической точки зрения,  тексты литературы абсурда отражают принципы бессмысленности явлений, нелепости, невозможности коммуникации. Эти особенности делают произведения абсурдистов необычайно интересными для исследования разного рода аномалий, отклонений от норм построения классического построения текста, выявления смысловых интерпретаций.