Речь – это процесс говорения, осуществленный в устной или письменной форме. Результатом это речевой деятельности является речевое произведение, или текст.

Речь является реализацией языка, который только через нее может выполнять свою основную функцию – служить средством общения (такая функция называется коммуникативной).

По характеру речевой деятельности речь может быть:

- монологическая или диалогическая;

- устная или письменная;

- разговорная или книжная

Главная единица речи – текст. Это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.

Термин «текст» пришел в русский язык в XVIII веке из немецкого, но восходит он к латинскому textus, что значит «ткань»; «связь», «соединение»; слог, стиль.

Толковый словарь иноязычных слов Л.П. Крысина дает следующие значения слова «текст»:

Всякая записанная речь, а также часть такой записи.

полигр. Основная часть печатного набора (без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и пр.).

полигр. Типографский шрифт определенного размера.

спец. В семиотике, лингвистике, информатике: последовательность языковых или иных знаков, образующая единое целое и служащая объектом изучения и обработки.

В Лингвистическом энциклопедическом словаре текст определяется как «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность». При этом под знаковыми единицами понимаются определенные вербальные знаки – предложения, абзацы, причем как графические (письменный текст), так и фонетические (устный текст).

Текст, как правило, содержит описание фактов, событий, места действия, времени протекания этого действия и т.п. Все это – фактуальная информация. Как правило, ее передает фабула (от лат. fabula) – повествование, история; «основа», «ядро» повествования. Фактуальная информация почти всегда может быть передана пересказом.

Художественное произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его личность в широком смысле слова. Все это – концептуальная информация. Этот вид информации получил свое название от слова концепция (от лат. сonceptio) –

1. система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения;

2. общий замысел (художника, поэта, ученого и т. д.).

Концепт – это главное, что «держит» текст и не дает ему рассыпаться на отдельные эпизоды, описания и рассуждения.

Как правило, фактуальная информация «состоит на службе» у концептуальной. Но служит она ей по-своему: с одной стороны, она наполняет текст жизнью, помогает передать заложенную в нем концептуальную информацию, с другой – сама же ее «маскирует»: затемняет заложенные в тексте мысли, как бы «отвлекает» от них, открывает возможности разночтения.

Концепт отдельного художественного произведения иначе называют идеей, а также используют термин главная мысль. Однако концептуальная информация не сводится к одной «главной мысли». В большом тексте строится целая «модель мира», отражается вся система взглядов автора, его мировоззрение – это как раз и есть концептуальная информация.

Существует еще и подтекстовая информация, или просто подтекст. Он похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств.

Создать подтекст помогают еще «скважины» и монтаж.

Монтаж – это порядок, в котором выстроены предложения, абзацы и отдельные отрезки текста и который подчинен основному замыслу автора. Термин «скважина» появился так. Когда стали изучать, как люди читают, что мешает, а что помогает им понимать текст, то заметили, что в тексте есть некоторые «пустые» места, своего рода смысловые пробелы, «дырки», которые подразумевают, что читатель что-то хорошо знает и без объяснений. Лингвисты называют такие знания «фоновыми».

Психолог Н.И. Жинкин обнаружил, что между предложениями существуют разрывы и в этих разрывах содержится та информация, которую читатель уже имеет (или должен, по мнению автора, иметь). Содержание текста становится понятным только тогда, когда читатель может самостоятельно заполнить эти смысловые «дырки», когда в его мышлении содержится как бы «внутренний текст». Ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя сказать всего. Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в «скважины».

Все виды информации в произведении тесно связаны. Так, скрытой (подтекстовой) может оказаться и концептуальная, и фактуальная информация. А чтобы понять концепт, надо внимательно отнестись к «фактам» и учесть скрытые смыслы, т. е., чтобы выявить какой-то один из видов информации, необходимо обращать внимание на все остальные. Основные свойства текста – это связность и целостность.

Связность текста – категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т. д. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей языка. Однако языковая связность порождается смысловой связью, движением мысли и информации внутри фраз и от фразы к фразе, от абзаца к абзацу.

Тема (Т) – данная, исходная информация.Рема (Р) – новое в речевой ситуации, то, ради чего создается предложение.

Т РА.С. Пушкин – /великий русский писатель.

Движение от темы к реме определяется свойством человеческого мышления идти от известного к неизвестному. Такое движение происходит не только на уровне предложения, но и на уровне текста: мы постепенно вводим новую информацию в каждое последующее предложение, в то же время сохраняя в нем нечто данное, уже известное. Это движение информации внутри текста называется тематической прогрессией.

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник…(И. Тургенев).

Перед нами определенный вид тематической прогрессии, реализующийся в цепной связи между предложениями данного текста

Open-uri20150909-7816-1h8yt24.jpg

Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать некое смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом (содержательном) плане. Ключевыми, или опорными, мы считаем как понятийно-логические, так и оценочные, или экспрессивные слова. Понятийно-логические ключевые слова связаны с номинацией основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое движение объективной информации в данном тексте. Такие ключевые слова помогают более точно определить тему текста. Оценочные, или экспрессивные, (субъективные) ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку. Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Ключевые слова, рассмотренные в определенной системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нем ключевые слова. И наоборот: чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.

Литература

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: Астрель-АСТ, 2001.

Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 240 с.источник