«Эпический театр» (нем. episches Theater) – театральная теория драматурга и режиссёра Бертольта Брехта, оказавшая значительное влияние на развитие мирового драматического театра.

В 50-х годах 20 века пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар; его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками, в том числе Фридрихом Дюрренматтом, Артюром Адамовым, Максом Фришем, Хайнером Мюллером. Теория «эпического театра», в послевоенные годы претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла принципиально новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра 20 века.

Свою теорию, опирающуюся на традиции западноевропейского «театра представления», Брехт противопоставлял «психологическому» театру («театру переживания»), который связывают обычно с именем К. С. Станиславского, именно для этого театра разработавшего систему работы актёра над ролью. При этом сам Брехт, как режиссёр, в процессе работы охотно пользовался и методами Станиславского и коренное различие видел в принципах взаимоотношений между сценой и зрительным залом, в той «сверхзадаче», ради которой ставится спектакль. В последние годы Брехт готов был отказаться от термина «эпический театр», как слишком расплывчатого, но более точного названия для своего театра не нашёл.

Эпический2.jpg

Декорации

Отказавшись в своём театре от иллюзии «подлинности», Брехт, соответственно, и в оформлении считал неприемлемым иллюзорное воссоздание среды, а также всё, что излишне пропитано «настроением». Художник должен подходить к оформлению спектакля с точки зрения его целесообразности и действенности. Вместе с тем Брехт считал, что в эпическом театре художник становится скорее «строителем сцены»: здесь ему порою приходится превращать потолок в движущуюся платформу, заменять пол транспортёром, задник – экраном, боковые кулисы – орхестрой, а иногда и переносить игровую площадку в середину зрительного зала.

«Эффект очуждения» в декорациях:

  • декорации, не вдаваясь в подробности, резкими штрихами воспроизводят только наиболее характерные признаки места и времени;
  • перестройки на сцене могут демонстративно производиться на глазах у зрителей – при поднятом занавесе;
  • действие нередко сопровождается надписями, которые проецируются на занавес или на задник сцены и передают суть изображаемого в предельно заострённой афористичной или парадоксальной форме – или, как, например, в «Карьере Артуро Уи», выстраивают параллельный исторический сюжет;
  • в театре Брехта могут применяться и маски – именно с помощью маски в его пьесе «Добрый человек из Сычуани» героиня превращается в своего двоюродного брата.

Драматические произведения Б. Брехта

«Эпический театр» – это не только теория драматургии, но и новый метод написания литературной пьесы. Самыми известными литературными шедеврами «эпического театра» Б. Брехта считаются драмы «Страх и отчаяние в третьей империи», «Матушка Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Добрый человек из Сычуани», «Кавказский меловой круг».