Что такое норма?

Понятие языковой нормы и ее составляющих крайне важны при исследованиях текстов, особенно таких которые были написаны в период постмодернизма. Любая аномалия есть отклонение от некой нормы, поэтому для ее полноценного исследования необходимо знать, что принимать за «правильное».

Для более глубокого понимания сущности нормы, важно рассмотреть определения и точки зрения наиболее авторитетных источников и исследователей.

По мнению Ахмановой О. С., норма – это «совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств».

Лингвистический энциклопедический словарь предлагает следующую дефиницию: «Языковая норма – это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе языковой коммуникации. Признание нормативности языкового явления основывается на соответствии данного явления структуре языка, на факте массовой и регулярной воспроизводимости данного явления в процессе коммуникации, на общественном одобрении и признании явления нормативным». Общеизвестно, что норма присуща всем уровням языка. Кожина М. Н. выделяет норму языковую и стилистическую. Так как мы уже привели определение языковой нормы, данное ЛЭС, то объясним теперь норму стилистическую.
По мнению Кожиной М. Н., стилистическая норма есть реализация стилистических возможностей языка. 

Стилистические нормы можно разделить на два видаэкспрессивные (обеспечивают выразительность выказывания) и функциональные (принципы отбора и сочетания языковых средств, зависящие от сферы общения).

Говоря о текстовой организации, следует отметить, что некоторые исследователи предлагают классифицировать тексты на нормативные и дефектные (деграмматикализованные и/или лишенные общего смысла).

Одним из отклонений от нормы считается языковая игра. Баранов А. Н. определяет ее как нестандартное использование средств языка, нацеленное на затруднение понимания и концентрирующее внимание на конкретном языковом выражении.

Еще одним отступлением от нормы можно считать смысловую неполноту текста (которую можно обнаружить только при переходе на язык смысла). Исследованием этой проблемы при помощи семантического анализа текста занималась Леонтьева Н. Н. – специалист в области прикладной лингвистики.

Изучением смысловой недостаточности и нарушений смысловой гармонии занималась и Арутюнова. По ее мнению, смысловая недостаточность возникает, если слово или словосочетание «занимает место, предназначенное для единиц принципиально иного семантического типа».

Подведем итог. Норма устойчива и характерна для каждого уровня языка. Однако, в художественной литературе, мы можем столкнуться с намеренным нарушением тех или иных норм, допущенным для реализации целей, поставленных автором. Сулименко Н. Е. заявляет, что устоявшиеся нормы это «отражение инерционности и консерватизма». Отклонения от разного рода норм типичны для литературы периодов модернизма и постмодернизма.