Текст. Определение

Согласно ЛЭС, под текстом следует понимать «объединенную смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность». Иными словами, текст - это набор неких знаков, обладающий смыслом и связностью.

Связность, по мнению Валгиной Н.С., может быть локальной (связность высказываний и сверхфразовых единств) и глобальной (обеспечивает единство текста как смыслового целого). В литературной энциклопедии терминов и понятий текст определен как «письменная или печатная фиксация речевого высказывания, характеризующаяся специфической организацией». 
Предлагается выделять три группы явлений, относящихся к внутренней структуре текста: связи между входящими в текст предложениями, система единиц, занимающая  промежуточное положение между текстом и предложением (СФЕ); свойства, присущие тексту как целому.

Объединяя определения, данные словарями, можно сделать вывод в виде дефиниции, выделенной И. Р. Гальпериным. Приведем ее полностью: «Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».

Для более полного понимания сущности текста необходимо также дать определение понятию сверхфразового единства. Наиболее полным и общепризнанным считается определение, данное ЛЭС:     
«Сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое, микротекст, период) — отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединённых общностью темы  в смысловые блоки. СФЕ имеется в устной и письменной, диалогической и монологической речи, в прозе и стихах и т. д. Оно может совпадать с абзацем, быть больше и меньше абзаца».

Абзацем принято считать «отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, составляющий относительно законченный отрезок литературного текста».

Важно отметить, что сверхфразовое единство состоит из нескольких предложений, объединенных неким смыслом.

По мнению Реферовской Е. А., предложения, формирующие сверхфразовое единство могут быть связаны единством смыслового содержания, семантическими и формальными связями и, даже, интонационно. Иными словами, эта связь может быть выражена как грамматическими или лексическими средствами, так и основываться на смысле.

В определении рамок СФЕ есть некоторые сложности. Исследователи лингвистики текста предпринимали попытки выделить признаки, характерные для начала сверхфразового единства. Приведем точку зрения Л.М. Лосевой по поводу определения первого предложения в СФЕ. 

Выделяются следующие признаки:

  • отсутствие слов, семантику которых можно определить из предыдущей части текста;
  • полное, с точки зрения структуры, предложение;
  • первое предложение начинает изложение новой микротемы;
  • в меньшей степени связано с последним предложением  предшествующего СФЕ.

Нельзя недооценивать роль СФЕ в понимании текста с точки зрения как структуры, так и семантики. Говоря о семантике текста, следует разграничить план содержания и смысл. Бондаренко М. А. предлагает понимать под планом содержания «результат взаимодействия значений языковых единиц, входящих в текст. Смысл, как явление более высокого уровня, складывается из взаимодействия плана содержания с контекстуальной, ситуативной и энциклопедической информацией». Москальская О. И. в своей работе «Грамматика текста» утверждает, что смысловая целостность текста заключается в единстве его темы.

Смысловое ядро текста, его обобщенное содержание и есть тема. Основная идея произведения доносится до читателя через систему образов и не может быть выведена путем сложения частных тем. Предложение может быть носителем отдельной темы, только если оно является самостоятельным предложением-высказыванием и не входит в состав СФЕ.

Однако входящие в состав СФЕ отдельные предложения не имеют самостоятельной темы – они служат для выражения одной темы СФЕ и взаимно дополняют друг друга при ее раскрытии. Помимо смысловой целостности текста, выделяют так же коммуникативную, которая заключается в том, что каждое последующее предложение СФЕ опирается на предшествующее, что образует тема-рематическую цепочку, которая может выступать в качестве границ СФЕ.