Вальтер Скотт

Вальтер Скотт родился 15 августа 1771 года в столице Шотландии Эдинбурге в семье шотландского барона и зажиточного юриста. Был девятым ребенком в семье, в которой было двенадцать детей. В январе 1772 года Скотт заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Дважды (в 1775 и в 1777 годах) маленький Скотт находился на лечении в курортных местечках Бат и Престонпанс. В 1778 году Вальтер Скотт возвращается в Эдинбург. С 1779 года он учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в эдинбургский колледж.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени Вальтер Скотт становится почтенным человеком с престижной профессией, имеет собственную юридическую практику. Двадцать четвертого декабря 1796 года Вальтер Скотт женится из Маргарет Карпентер, в 1801 году у него рождается сын, а в 1803 году - дочь. С 1799 года он становится шерифом графства Селкерк, с 1806 года - секретарем суда.

Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера "Ленора" и "Дикий охотник", а в 1799 году - перевод драмы И. В. Гете "Гец фон Берлихингем". Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтичная баллада "Иванов вечер" (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году выдает двухтомный сборник "Песни шотландского предела". В сборник вошло несколько оригинальной баллады и множество проработанных южно - шотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году.

Вальтер Скотт, при слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

Романтичные поэмы 1805-1817 годов принесли ему славу величайшего поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, которая совмещает драматичную фабулу средневековья с живописными пейзажами и лирической песней в стиле баллады: "Песня последнего менестреля" (1805), "Мармион" (1808), "Дева озера" (1810), "Рокби" (1813) но др. Скотт стал основателем жанра исторической поэмы.

В сорок два года писатель впервые подал на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Вальтер Скотт называл многочисленных авторов "готических" и "антикварных" романов, особенно его захватывала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которой отображена ирландская история. Но Вальтер Скотт искал свой собственный путь. "Готические романы" не удовлетворяли его избыточным мистицизмом, "антикварные" - непонятностью для современного читателя.

После длинных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающейся личности, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют провиденциалистским (от лат. Providence - Божья воля).

Здесь Скотт идет следом за Шекспиром. Историческая хроника Шекспира постигала национальную историю, но на уровне "истории королей". Вальтер Скотт перевел историческую личность в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на долю которых влияет изменение эпохи. Таким образом, Вальтер Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, сама народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Вальтер Скотт является абсолютно точным в изображении исторической реалии, потому считается, что он разработал явление Исторического колорита, то есть искусно показал своеобразие определенной эпохи.

Предшественники Скотта изображали историю ради истории, демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает ее с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила свое решение в прошлом. Следовательно, Вальтер Скотт - творец жанра исторического романа; первый из них - "Уеверли" (1814) - появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как произведения "автора "Уеверли").

В центре романов Скотта лежат события, которые связаны со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них - "шотландские" романы Скотта (которые написаны на основе шотландской истории) - "Гай Маннеринг" (1815), "Антикварий" (1816), "Пуритане" (1816), "Роб Рой" (1818), "Легенда о Монтрозе" (1819). Наиболее удачными среди их являются "Пуритане" и "Роб Рой". В первом изображено восстание 1679 года, которое было направлено против отреставрированной в 1660 году династии Стюартов; герой "Роб Роя" - народный мститель, "шотландский Робин Гуд".

В 1818 году появляется том Британской энциклопедии со статьей Скотта "Рыцарство". После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопрос классовой борьбы Вальтер Скотт больше не осмеливается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к давним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах "Айвенго" (1820), "Монастырь" (1820), "Аббат" (1820), "Кенилворт" (1821), "Вудсток" (1826), "Пертска красавица" (1828). Роман "Квентин Дорвард" (1823) посвящен событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа "Талисман" (1825) становится восточное Средиземноморье.

Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особенный, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Англии, Шотландии и Франции, в течение нескольких веков, с конца XI к началу XIX века. В творчестве Скотта 20-х годов, при сохранении реалистичной основы, временами увеличивается присутствие и существенное влияние романтизма (особенно в "Айвенго" - романе из эпохи позднего средневековья). Особенное место в ней занимает роман из современной жизни "Сент-Ронанские воды" (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать.

В 20-х годах были опубликованы ряд произведений Вальтера Скотта на историческую и историко-литературную тему: "Жизнь Наполеона Бонапарта" (1827), "История Шотландии" (1829 - 1830), "Смерть лорда Байрона" (1824). Книга "Жизнеописание романистов" (1821 - 1824) дает возможность уточнить творческую связку Скотта с писателям XVIII века, особенно с Г. Филдингом, которого он называл "отцом английского романа".

Испытав в конце 20-х лет финансовый крах, Вальтер Скотт за несколько лет заработал столько, что почти полностью рассчитался с долгами, которые превышали сто двадцать тысячь фунтов стерлингов. В жизни он был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактическим, признательным; любил свое имение Эбботсфорд, - который перестроил, сделав из его небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье, в семейном кругу. В 1830-1831 Скотта испытывает три апоплексических удара. Умер он от инфаркта 21 сентября 1832 года.

Создав исторический роман, Вальтер Скотт установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике. Даже семейно бытовые конфликты он связал с судьбами нации и государства, с развитием общественной жизни. Творчество Скотта существенно повлияло на европейскую и американскую литературу. Именно Скотт обогатил социальный роман XIX века принципом исторического подхода к событиям. Во многих европейских странах его произведения легли в основу национального исторического романа.

Какие книги читать детям?