Вече – это главная форма самоуправления в Древней Руси 10-16 веков, собрание, сходка городской или племенной общины для решения вопросов войны и мира, избрания князей и воевод, принятия законов, решения вопросов по договорам с другими землями, житейских повседневных вопросов.

Вече существовало у всех славянских народов до образования феодальной государственности и принятия славянами христианства. Вече по своим функциям можно сопоставить со скандинавским тингом, англосаксонским витенагемотом и собранием старейшин в древней Пруссии.

История существования вече

Вече появилось из собрания племен славян. Позднее, когда уже было сформировано древнерусское государство, феодальная власть применяла вече как инструмент для ограничения княжеской власти.

В период феодальной раздробленности из-за ослабления княжеской власти вече набирают обороты и широко распространяются на Руси.

Первые упоминания о вече в летописях встречаются под 997 годом в Белгороде, позднее есть упоминания о вече в Новгороде Великом в 1016 году, а также в Киеве в 1068 году.

На Руси вече сохранялось еще во времена Ивана Грозного, дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478 года) и Псковской (до 1510 года) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.

Позднее всего были расформированы вече на Украине. Собрания, называемые Козацкой Радой Запорожской Сечи, просуществовали до времен Екатерины II, уничтожившей старые порядки переселением Дунайской Сечи на земли кубанщины и ставропольщины «для порядка».

вече

Организация вечевых собраний

Вече в киевское время является органом политической власти народа. Другой формой выражения государственной власти в Древней Руси был князь.

Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определенной периодичности. Иногда вече созывали через герольдов — бирючей.

Вече имело постоянное место сбора (в Новгороде ‒ Ярославово дворище, в Киеве ‒ двор храма Софии, в Пскове ‒ двор храма Троицы). Кроме того, собирались Вече отдельных частей крупных городов.

В результате вечевого собрания принималась грамота. В начале вечевой грамоты ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шел текст с принятыми на вече решениями.

Участники вече

В вече по древней традиции могли принимать участия главы всех свободных городских семей старейшины и старшины родов. Также участвовать имел право каждый свободный взрослый и материально независимый горожанин. Но это право никого ни к чему не обязывало.

Человек мог пойти на вече, а мог и не пойти, мог там стоять и молчать, мог и говорить, отстаивая полюбившееся ему мнение. Говори на вече далеко не все, обычно выделялись наиболее решительные, смелые и лучше понимавшие дело, они-то и вели весь разговор.

Порядок проведения

Как правило, на вече собиралось очень много людей, так что встречи могли быть проведены только под открытым небом.

Прописанного порядка для проведения вече не существовало. А вот порядок для размещения на собрании все-таки был. В середине, ближе к князю и епископу и к выборной городской старшине - посаднику и тысяцкому, - собирались те, кто пользовался большим уважением в городе или за свое богатство, или за услуги, или по преклонному возрасту. Именно в этой кучке "главных" людей шло основное обсуждение дел, а остальные поддерживали какое-либо мнение, которое им импонировало.

Начиналось совещание, как только собиралось достаточно людей.

Источники

  • Энциклопедия "Русская цивилизация"
  • Большая Советская энциклопедия