Новгородская земля была самым крупным государством на территории Руси. Она охватывала огромные пространства от Финского залива до Уральских гор, от верховий Волги до Северного Ледовитого океана. Эти бескрайние земли были малонаселенными. На них жили многие племена и народы. Ядром Новгородской земли был бассейн озера Ильмень и реки Волхов, где издавна обитало племя словен. Позже к ним присоединились земли кривичей. В Новгородской земле жили также угро-финские племена чудь, меря, весь, карелы.

Относительно неблагоприятные природные условия (холодное дождливое лето, болотистые почвы) затрудняли развитие земледелия. Поэтому хлеб закупался новгородцами в других частях Руси. Зато здесь были хорошо развиты ремесло, скотоводство, охота (прежде всего на пушного зверя), рыбная ловля, бортничество, сбор грибов и ягод. Добывались соль, железная руда.

Главной отраслью хозяйства была торговля. Господин Великий Новгород, как называли его на Руси, был ключевым звеном в знаменитом торговом пути «из варяг в греки» и связывал Северную и отчасти Западную Европу с Византией, Закавказьем, Ближним Востоком. Вывозили новгородские купцы пушнину, воск, мед, кожу, гончарные и кузнечные изделия, оружие, золотые и серебряные украшения. Завозили хлеб, а также заморские ткани и вина, предметы роскоши. Для доставки товаров купцы строили или заказывали не только речные, но и морские суда, которые плавали по Балтике в Швецию, Польшу, Германские земли. Как и прежде, при расчете за крупные партии товара использовали слитки серебра весом примерно в 200 граммов. Но с XIII века в Новгородской земле их именуют уже не гривнами, а рублями.

Торговля приносила огромные доходы многим новгородцам. Чтобы не оскудевали амбары, в которых скапливались готовые на продажу меха, бочки с медом, воском, купцы и бояре организовывали дальние экспедиции в неосвоенные еще северные таежные леса. Воспетые в былинах удальцы-разбойники – ушкуйники строили там городки, подчиняли местные племена, заставляя их платить дань ценным товаром. Таким образом, год от года росла земля Великого Новгорода.

Open-uri20150909-7816-1ld7jt2.jpg

В перерывах между созывом веча высшим органом управления являлся совет господ, состоявший из выбранных на вече посадника, тысяцкого, архиепископа, архимандрита. Главной фигурой был посадник, избиравшийся только из бояр. Он управлял государственными делами, вел переговоры, решал судебные споры. Руководил совещаниями веча. Важной его задачей было приглашение князя и заключение с ним договора – «ряда». Сам князь не только не управлял государственными делами, но и не имел права владеть собственностью в Новгороде. Он и его дружина были нужны для организации обороны, таким образом, князь был лишь наемным военачальником. При этом шумное и свободолюбивое вече новгородское могло разорвать «ряд» с неугодным князем и «указать ему путь из Новгорода» – прогнать.

Тысяцкий представлял в совете господ торгово-ремесленное население (в основном купцов). Его главной задачей был сбор налогов. Кроме этого, он участвовал в торговом суде, а в случае военной опасности возглавлял народное ополчение, собираемое в помощь княжеской дружине. Архиепископ руководил церковными делами Новгорода, а также был хранителем городской казны, образцов мер и весов. Он скреплял печатью договоры с иностранными государствами и купцами, которые подписывал посадник. В его ведении находился и церковный суд. Архимандрит был главой черного (монастырского) духовенства.

Будучи древнейшим центром русской государственности, Новгород стоял у истоков российской культуры. Уже в XI веке здесь был построен монументальный многоглавый Софийский собор, а затем и кремль. Новгород был образцом средневековой городской культуры. Еще в IX веке здесь появились деревянные мостовые (в Париже, например, они были сооружены лишь триста лет спустя). Специальные службы, подчинявшиеся старостам, следили за порядком на улицах города – вывозили нечистоты, ловили воров, прекращали драки.

Новгородские мастера создавали великолепные резные изделия из дерева и кости, украшения из золота и серебра. Многие зажиточные ремесленники строили себе богатые деревянные палаты, окруженные хозяйственными постройками.

О высоком уровне культуры и образования местных жителей свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, на которых они не только вели хозяйственные записи, но и писали письма друг другу. Устное народное творчество новгородцев представлено пословицами, поговорками, сказками и загадками, народными песнями. Широко известна новгородская былина о гусляре и певце Садко, путешествовавшем по далеким странам.

Новгород Великий представлял собой не только самую крупную русскую территорию периода раздробленности, но и отличался особым государственным строем (вечевой республикой), устойчивыми торговыми связями с европейскими странами, богатством культуры.

Литература

  1. Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI-XV вв. Издательство Академии Наук СССР. М.-Л., 1947.
  2. Греков Б.Д. Новгород и Русь. Вестник Акад. Наук СССР, 1942, № 4.
  3. Шапиро М.С. Тимка и Тинка в Древнем Новгороде. М., 2011.

Источник