Публичная статья
105
13
0

Визуальная поэзия. От античности до современности

Стихотворение – вид вербального искусства. Он обладает рифмой, ритмом и стихотворным размером. Однако существует особый сложный вид поэзии, основное назначение которой – воздействие на читателя с помощью изображения.


Совершенно очевидно, что в современном мире, где стремительно развиваются технологии, визуализация образов имеет все более возрастающую тенденцию. Такой образ проще понять читателю, сокращается время его восприятия, что в условиях стремительной современной жизни приобретает особую ценность.

Наиболее точное определение визуальной поэтической графики дал поэт и лингвист Юрий Владимирович Казарин. Он утверждал, что визуализация в литературе – «явление текстовое, более того – внутритекстовое, органически связанное с общей смысловой системой поэтического текста и ее частями». 

Графические стихи, фигурные стихи, а также стихографика или каллиграмма являются разновидностью поэзии, в которой графический рисунок строк складывается в изображение. Визуальная поэзия – явление довольно многообразное, находящееся на границе различных видов искусства: поэзии и живописи, пластики, графики, фотографии. Ее исторический путь начинается в древности, когда греческие поэты сочиняли особые стихотворные игрушки, называемые пайгниями, или шутками. Греческий поэт Симмиас считается их первым создателем. С тех времен сохранились всего три стихотворения – секира, крылья и яйцо.

Симмиас. Секира. Яйцо. Крылья
Симмиас. Секира. Яйцо. Крылья.

Однако визуальная поэзия была популярна не только в античности. Монахи Средневековья, например, «рисовали» крест и восьмиконечные звезды.

Франсуа Рабле
Франсуа Рабле

Франсуа Рабле в произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» вставил оду бутылке. Такие фигурные стихотворения были распространены также и в поэзии Ренессанса и Барокко. Поскольку такие стихотворения, будучи узкими с одного конца, постепенно расширялись к другому, они получили название «ропалические», то есть воспроизводящие форму палицы.

Стихотворения рисовались на папирусе или клинописных табличках в определенных структурных и ритмических узорах. Подобно выбору текста для музыкального произведения или выбору цветов для произведения искусства, поэт всегда наслаждался свободой слов и их формированием, чтобы создать трехмерное представление всего пережитого.

Фигурная поэзия оформилась как жанр в александрийской поэзии, однако позднее к нему обращались поэты эпохи барокко, затем модерна. Во все исторические периоды главным было формальное совершенство изображения.

Предшественниками сегодняшнего движения визуальной поэзии были греческие стихотворения (вероятно, восточного происхождения), популярные в IV веке до н.э.

Итак, визуальная поэзия появилась исключительно как эксперимент, особая интересная форма стиха, в которой не требовалось соблюдать синтаксическую норму, рифму, но, тем не менее, она обладала определенным смыслом, ярко выраженным в изображении. Сам силуэт «нарисованного» предмета становился основным мотивом, ключевым словом, выражением темы и наиболее важным образом произведения. Воспринимать такое изображение нужно было в целом.

Гийом Аполлинер
Гийом Аполлинер

Стремление к совершенству формы имело определенные теоретические обоснования, которыми поэты XX века могли пояснить свои произведения. Гийом Аполлинер, к примеру, применил для таких текстов особый термин – каллиграмма (от греч. кallis – красивый и gramma – написание). Сам поэт определял этот вид стихотворений как «всеобъемлющую художественность», превосходство которой лишь в том, что визуальная лирика – новое явление, почти никому не известное. Аполлинер считал, что оно имеет тенденцию к созданию совершенно нового явления – синтеза музыки, живописи и литературы. Для поэта было важно достичь полного смешения искусств, однако он также считал, что визуальная форма должна работать на полное восприятие читателем произведения с первого взгляда. Интересно заметить, что не все каллиграммы являлись фигурными стихами.

Эксперименты с изображением фигурного стиха Гийома Аполлинера позволили ему воплотить в слове траектории полета пуль, выходящих их стволов орудий, образа красавицы, памятника жертвам Первой мировой войны, Эйфелеву башню и др.

С течением времени, однако, внешний вид вышел на передний план, слово стало вторично и несущественно, такие произведения стало сложно читать. Чем больше художник игнорировал вербальный компонент, тем меньше визуальная поэзия отходила от словотворчества.  Подобные изменения породили пространственную поэзию.

Пример пространственной поэзии. Ильз и Пьер Гарнье. "Кино".

Наиболее утрированной формой визуального текста являются комиксы, получившие свое распространение во второй половине XX века.

Русская визуальная поэзия также богата на интересные образы. Существует. например, фольклорная песня-заклинания, нарисованная в виде ромба. Ее создателем считается Симеон Полоцкий. Наиболее известным его стихотворением является стих в форме сердца из цикла Благоприветствования.

Симеон Полоцкий. 

В ХIХ веке «рисовали» стихами Алексей Апухтин, Эрл Мартов и некоторые другие.                              

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: