Биографическая справка

Владимир Георгиевич Сорокин родился 7 августа 1955 г. в подмосковном поселке Быково. Окончил Московский институт нефти и газа имени Губкина по специальности инженер-механик.

Занимался книжной графикой, живописью, концептуальным искусством.

Оформил и проиллюстрировал около 50 книг.

Первые литературные опыты Сорокина относятся к началу 1970-х годов: в 1972 дебютировал как поэт в многотиражной газете «За кадры нефтяников». Как литератор сформировался среди художников и писателей московского андерграунда 1980-х годов.

В 1985 году в парижском журнале «А — Я» была напечатана подборка из шести рассказов Сорокина. В том же году в издательстве «Синтаксис» (Франция) вышел роман «Очередь».

Первая официальная публикация в СССР относится к 1989 году в рижском журнале «Родник». Позже рассказы Сорокина появляются в российских журналах и альманахах «Третья модернизация», «Место печати», «Искусство кино», «Конец века», «Вестник новой литературы».

В марте 1992 года Владимир Сорокин выходит к широкому читателю — в журнале «Искусство кино» напечатан роман «Очередь» (в сокращении), издательством «Русслит» (Москва) публикуется сборник рассказов Владимира Сорокина, вошедший в шорт-лист Букеровской премии. Рукопись романа «Сердца четырёх» представлена на Букеровскую премию и попадает в шорт-лист.

Владимир Георгиевич Сорокин

Сюжеты его произведений неоднократно вызывали разногласия у читающей общественности. Прокремлёвское движение «Идущие вместе» устраивало ряд акций, направленных против писателя (в т. ч. сжигало его книги), а также подавало в суд. Но суд в произведениях писателя не нашёл ничего противозаконного.

В. Сорокин считается представителем постмодернизма. В рассказах и романах им используются разнообразные литературные стили. В советское время был близок к кругу московского концептуализма, публиковался в самиздате (в частности, в «Митином журнале»).

Библиография

  • 1983 - «Очередь» . Роман 1983 - «Норма». Роман 1984 - «Первый субботник» . Сборник рассказов
  • 1984 - «Тридцатая любовь Марины» .
  • 1989 - «Роман».
  • 1991 - «Сердца четырёх». Роман
  • 1994 - «Месяц в Дахау». Поэма в прозе
  • 1999 - «Голубое сало». Роман
  • 2000 - «Эрос Москвы». Очерк
  •  2000 - «Пир». Сборник рассказов
  • 2002 - «Лед». Роман
  • 2002 - «Утро снайпера». Сборник рассказов 
  • 2004 - «Путь Бро». Роман
  • 2004 - «Вид на завтра. Рев Годзиллы и крик Пикачу». Очерк
  • 2005 - «23000» . Роман
  • 2006 - «День опричника». Повесть
  • 2007 - «Капитал: Собрание пьес»
  • 2008 «Заплыв». Сборник рассказов
  • 2008 - «Сахарный Кремль». Сборник рассказов
  • 2010 - «Метель». Повесть
  • 2010 - «Моноклон». Сборник рассказов
  • 2013 «Теллурия». Роман
  • 2017 «Манарага». Роман

Роман «Теллурия»

Текст разделен на 50 глав без названий, пронумерованных римскими цифрами. Персонажи глав пересекаются редко. Действие глав происходит в середине XXI века на территории нынешней Европы и России.

"Теллурия"— это взгляд на будущее Европы, которое, несмотря на разительные перемены в мире и устройстве человека, кажется очень понятным и реальным. У очень разных больших и малых народов, заново разделенных на княжества, ханства, республики и королевства, есть, как и в Средние века прошлого тысячелетия, одно общее — поиск абсолюта, царства Божьего на земле. Только не к Царству Иоанна обращены теперь взоры ищущих, а к Республике Теллурии, к ее залежам волшебного металла, который приносит счастье.

Критика романа

«И на смену постмодернистской игре идёт «постсовременность» — неофеодализм. С нищетой, голодом, насилием и мракобесием, и, главное, нашей полнейшей ненужностью в том мире.

Постсовременность все больше сочится внутрь современности, пробивая всё новые и новые отверстия в лакированной поверхности постмодерна. Пробивая такими происшествиями, как недавний взрыв в Волгограде. Когда люди сталкиваются с такими ситуациями, они воочию видят недалёкое будущее «цивилизованного мира». Иногда постсовременности даже не надо пробивать никаких отверстий. Потрескавшийся лак отваливается целыми кусками. А под ним — пустота» (Семён Резниченко «Теллурия» как образ будущего)

Самопрезентация автора

«Я попал в андеграунд в 1975 году именно как художник. Но московский художественный андеграунд вдохновил меня именно на литературные занятия. Именно художники меня благословили, не писатели. Такой парадокс».

«Мне кажется, что сейчас появляется некий новый материал, на уровне языка. Эта новизна чувствуется в воздухе. Россия опять становится в большей степени страной гротеска, как это было во времена Гоголя или в советское время. Этот гротеск - он разный во все времена. В России описывать есть что. Писателю скучно не бывает, если он хороший».

Место в культуре

В. Сорокина принято считать представителем концептуализма и соц-арта.

Концептуальное искусство (направление постмодернизма)подразумевает постановку на первое место идеи, которая становится важнее ее художественного воплощения.

Соц-арт – одно из направлений постмодернизма, представляющее собой пародию на советское искусство.