Публичная статья
835
91
0

Врачевание в древнем Египте

Искусство врачевания в Древнем Египте было широко развито, а возникло из практического опыта, накопленного веками. Медицину преподавали в школах писцов, где обучали сложному иероглифическому письму. Существовали такие школы при храмах. Самые авторитетные, высшие школы писцов, которые называли Дома жизни, находились в крупных городах – Саисе и Гелиополе. Наряду с медициной в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии. Врач в Египте был одновременно и жрецом, поскольку медицина была частью религиозного культа. Студентов-медиков прикрепляли к какому-либо храму, чтобы они заодно постигали религиозные таинства и обряды. Практику студенты проходили под руководством опытных врачевателей.

Секреты врачевания часто хранились в тайне и передавались по наследству – от отца к сыну, складывались целые медицинские династии, владевшие искусством исцеления. До нас дошло совсем немного письменных свидетельств о деятельности врачей. В основном, это были придворные медики, пользовавшие фараонов и знать. Личные врачи царей занимали высокое положение при дворе. О том, что уже тогда существовали узкие специализации, свидетельствуют звания докторов: «придворный врачеватель желудка», «врачеватель глаз при дворе фараона», «хранитель царских внутренностей».

В эпоху 3-й династии фараонов в начале III в. до н.э. самым известным медицинским светилом в Египте был Имхотеп. Он прославился как архитектор и личный врач фараона Джосера. Конечно, не все египетские архитекторы умели врачевать, но все врачеватели были непременно жрецами храмов, многие владели магией или искусством каллиграфии. Каждый египетский врач принадлежал какому-нибудь клану жрецов.

Известным врачевателем был Мечен, о чем свидетельствует надпись на стене его гробницы. Он имел звание номарха – сановника фараона 4-ой династии Снорфу (XXVIII в. до н.э.). Тогда же жил и знаменитый врачеватель зубов Хаси-Ра.

Врачеватели древнего Египта не только лечили, но и проводили медицинские исследования, результаты которых записывали. До нас дошел обширный архив научных трудов. Истории болезней пациентов, рецепты и предписания, анатомические и врачебные справочники и трактаты древнеегипетские врачи составляли на папирусных свитках.

Самое древнее упоминание о медицинских папирусах периода Древнего царства найдено на стене гробницы Уаш-Птаха – главного архитектора царя 5-ой династии Неферирика-Ра (XXV в. до н.э.). Жрец и историк Манефон сообщает о том, что второй царь 1-ой династии Джер (XXVIII в. до н.э.) был искусным врачевателем и составил трактат на папирусном свитке о строении тела человека. Сам трактат, правда, не сохранился, но на него есть ссылка в знаменитом папирусе Эберса, посвященном искусству врачевания. Всего обнаружено более 10 папирусных свитков, которые в той или иной степени посвящены искусству врачевания. Все они являются списками (копиями) более ранних трактатов.

Папирусы Эберса и Смита

Одним из самых известных и наиболее обширных медицинских трактатов древности является папирус Эберса. Он был обнаружен в 1872 году немецким ученым-египтологом Георгом Эберсом в Фивах, вывезен из Египта и сегодня хранится в Лейпцигском университете. Трактат называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», в нем более сотни страниц. Известно и время его написания – XVII в. до н. э. Папирус, имеющий возраст 3600 лет, достигает в длину 20,5 метров и содержит в общей сложности 2 289 строк, написанных иероглифами. Этот свиток является копией еще более древнего документа. Переписчик, создавший эту копию, сообщает, что часть свитка содержит еще более древние тексты, относящиеся к 1-ой, 6-й и 12-й династиям фараонов.

Папирус содержит 900 рецептов лекарств для лечения органов пищеварения, болезней дыхательной и сердечно-сосудистой систем, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, разного рода инфекционных процессов, кожных, паразитарных и многих других заболеваний.Еще один папирус знакомит нас с состоянием медицинской науки Древнего Египта. Ученые считают его самым древним из дошедших до нас трактатом по медицине. Он назван именем ученого-египтолога Эдвина Смита, который приобрел этот папирусный свиток в 1862 году в Луксоре у местного сельского жителя для своей коллекции древностей. Папирус Смита имеет длину 4, 5 метра и ширину около 33 сантиметров, содержит 400 строк иероглифического текста. На основе шрифта и почерка манускрипт датирован 1600 г. до н.э. Позже, исследовав язык и многочисленные ошибки в транскрипции, ученые выяснили, что этот трактат – копия текста, написанного приблизительно тремя столетиями ранее.

В папирусе Смита описаны 48 случаев травм (костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба), полученных на войне или строительстве, а также способы их лечения. Интересно, что автор папируса описывает три категории повреждений. Врачебная этика Египта требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения одной из трех фраз: «Это болезнь, которую я могу вылечить», «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить и с которой буду бороться», «Это болезнь, с которой ничего нельзя сделать».

Из папируса ясно, что древние медики знали, что кровь течет по жилам потому, что ее перекачивает сердце. Там же мы встречаем первое из дошедших до нас описание головного мозга и мозговых травм. Внешний вид мозга в открытой ране, пишет древний доктор, похож на кипящую медь. Таким образом, древние египтяне положили начало естественнонаучным представлениям о мозге.

В папирусе приведены также советы по применению естественных антисептиков: меда (для открытых ран) и настойки липовой коры, содержащей вещества, химически схожие с аспирином.

Магическая медицина

Врачеватели древнего Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первой категории болезней относились травмы, которые могли быть вызваны такими причинами, как ожог, порез, ушиб – следствие несчастного случая. К этой же группе относили последствия некачественного или нездорового питания, воздействие климатических и природных факторов, наличие кишечных паразитов. По свидетельству Геродота, древние египтяне были убеждены, что «все людские недуги происходят от пищи». При некоторых видах заболеваний древние врачеватели рекомендовали больным придерживаться определенной диеты.

К сверхъестественным относили заболевания, причину которых нельзя установить естественным путем. В таком случае делали заключение, что человек заболел от вселения в организм злых духов умерших, либо гнева богов или демонов, либо в результате порчи (заклинаний), наведенной живыми или мертвыми. В подобных ситуациях прибегали к различным магическим приемам. Для снятия чар или изгнания нечистых духов из тела больного врачеватель произносил магические заклинания и заговоры над больным или прописывал магические снадобья. Как тогда полагали, дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов.Если снадобье не помогало, врач давал пациенту дальнейшие предписания, из которых видно, что врачевателям был известен целый спектр лекарственных препаратов из трав и других растений. Например, лук в древнем Египте почитали священным растением, он был посвящен богине Изиде. Пучки лука нередко находили в саркофагах вместе с мумиями. Мак применяли как снотворное средство. Алоэ использовали в составах для бальзамирования.

Как ставили диагнозы в древнем Египте

Медицинские папирусы содержат советы, как ставить диагнозы, и эти советы мало чем отличаются от современных методик диагностирования. Выявление заболеваний основывались на опросе пациента, личном осмотре и проведении анализов.

Древнеегипетские целители также обращали внимание на такие показатели состояния больного, как цвет кожных покровов (бледность, пожелтение, покраснение), лихорадку, температуру, дрожь в руках и т.д. Проводились исследования мочи, кала и слюны. При переломах, увеличенных гландах или опухоли на теле врач пальпировал больное место так же, как это делается сегодня, и записывал результаты проведенного обследования.

Египетские врачеватели практиковали также несложные хирургические операции. При лечении переломов применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. На стене одной из гробниц изображен хирург, вправляющий пациенту вывихнутое плечо. Хирурги накладывали повязки, предохраняющие рану от загрязнения, ставили на ушибы и переломы холодный компресс.

Трепанации черепа и стоматология

Наиболее часто применяемой хирургической операцией в Древнем мире была трепанация черепа. Было обнаружено немало черепов с квадратными отверстиями. Только в Израиле было найдено 28 таких черепов. С подобными находками ученые столкнулись и при раскопках города Иерихона в археологическом культурном слое, относящемся к самым ранним поселениям в этой местности. Из этого следует, что нейрохирургия существовала уже на заре цивилизации. Были найдены трепанированные черепа с заросшими отверстиями, что свидетельствует об удачном хирургическом вмешательстве и о том, что пациент выжил после операции.

С незапамятных времен люди страдали от зубной боли. Профессия зубного врача была исключительно популярной в Древнем Египте. Исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, которых лечили лучшие стоматологи своего времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Тогда еще не знали пломбирования кариозных полостей и протезирования зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних жевательных зубов, соединенных между собой тонкой проволокой по линии их шеек. Единичные археологические находки: зубы, соединенные между собой проволокой (попытки протезирования), челюсти с просверленными круглыми отверстиями в области корней зубов, чтобы обеспечить отток гноя и снять воспаление надкостницы, свидетельствуют о том, что стоматология в Египте находилась на высоком уровне.

В древней Иудее ценили здоровые зубы, а тот, у кого отсутствовал хотя бы один зуб, считался ущербным. Древние евреи считали драку с повреждением зубов серьезным проступком, так что если господин выбивал зуб своему рабу, то взамен обязан был дать ему свободу.

Здоровье и гигиена

В отличие от многих древних народов, египтяне большое значение придавали гигиене тела как профилактике многих заболеваний. Они придерживались правил личной гигиены, придавали большое значение опрятности в быту, чистоте общественных мест, предупреждению заражения паразитами. В медицинских папирусах мы находим описание средств, позволяющих избавиться от вшей, мух и других паразитов. Не случайно древние греки считали египтян основателями предупредительной или профилактической медицины.

Древние жрецы-врачеватели решали не только вопросы, связанные с болезнями и несчастными случаями. Они также пытались найти средства, приостанавливающие процесс старения, о чем сохранились записи в магических папирусах.

Больницы и санатории

Одно из самых интересных направлений древнеегипетской медицины – санаторное лечение. Санатории организовывали при храмах. Эту традицию позже переняли древние греки. В лечебницах, так же как в современных оздоровительных и курортных учреждениях, больные могли отдыхать от нескольких дней до нескольких недель, получая необходимое лечение и вознося молитвы богам о своем исцелении.

Лечение оплачивалось приношением храму изображений исцеленных органов, сделанных из мрамора, серебра, золота. При раскопках в Эпидавре (Эпидавр (Epidauros) – древний город в Греции на северо-востоке Пелопоннеса (сохранился в руинах).) было найдено много таких приношений в виде мраморных ног, рук, серебряных сердец, золотых глаз и ушей.

В египетских храмах находились грандиозные архивы и библиотеки, где хранились тысячи папирусов, в том числе и медицинского содержания. Знаменитые древнегреческие врачи в более поздний период использовали методы древнеегипетских врачевателей,о которых прочитали в медицинских трактатах, сохраненных в этих библиотеках.

Сегодня найдены остатки древних египетских лечебниц. Фрагменты подобных здравниц сохранились и в Греции. Здесь они назывались асклепионами (в честь бога врачевания Асклепия). Один из двух главных в античности святилищ бога Асклепия (второй находится в Эпидавре) сохранился на острове Кос, где родился отец греческой медицины Гиппократ (около 460 до н. э. - около 377 до н. э.). Археологи нашли маленькие, точно кельи, комнаты для отдыхающих, ванны для омовения, комнаты для врачебного осмотра. Здесь принимали тысячи больных со всего Средиземноморья, которых лечили в соответствии с методами, разработанными Гиппократом.

На большей части святилища Асклепия в Эпидавре до сих пор идут археологические раскопки. К сожалению, сейчас от этой некогда знаменитой лечебницы остались только руины. При раскопках на месте древнего города Пергам (Пергам (греч. PErgamos) – древний город в Малой Азии (современный Бергама). Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283-133 гг. до н. э. столица Пергамского царства.) также найдено несколько древних санаториев.

 

 

 

Вам так же может быть интересно:

 Медицина в Древней Греции

Искусство Древнего Египта

 

Источник: Helperia

Комментариев нет

Ваш комментарий: