Старое доброе ультранасилие.

 

Стенли Кубрик – тот, кого можно назвать непревзойдённым гением психологических фильмов с глубоким смыслом, взялся за одноимённый роман Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин», который в свою очередь писался под тяжёлыми реальными воспоминаниями из жизни самого писателя.

Роман состоит из четырёх частей, все они ведут к одному: тюрьма никого не исправит, как и какие-либо медикаментозные воздействия. Суть и натура человека - его истинная природа, всегда возьмут вверх. Мир всегда будет полон насилия и несправедливости и это невозможно полностью излечить. Как и сам роман, фильм наполнен современными жаргонизмами, сленгом антиутопичной Великобритании будущего.

Герой произведения – Алекс, – молодой подросток из работящей семьи, которую он не ставит ни во что. Алекс живёт в своём прекрасном безнаказанном мире, где правит ультранасилие и его горячо любимый композитор Людвиг ван Бетховен. Как и у любого подростка с претензиями на лидерство, у Алекса есть так называемые друзья, которые вскоре его предают, и он попадает в тюрьму, где обстоятельства складываются так, что Алексу предлагают участвовать в одном эксперименте по исправлению. Альтернативная Британия будущего – это обитель насилия и легкодоступных наркотиков, что очень хорошо показано в фильме в виде натуралистичных сцен изнасилования и надругательства.

В самом фильме нет ни одной лишней сцены, зря потраченных минут, но оригинальная концовка романа всё-таки не была показана. Всё по причине того, что и сама книга долго печаталась без нужной концовки. Издательства объясняли это тем, что она безысходна, а «реалистичный» финал будет куда приятней для понимания зрительских масс.

Актёрская игра Малькома МакДауэлла наполнена той самой подобающей юношеской агрессией, порочностью и амбициозностью, как в первоисточнике. Умный и красивый подонок, уничтожающий всё, что ему хочется ради веселья и берущий всё, что считает нужным. И как этот эпатажный образ резко сходит на «нет», превращаясь в послушного ягнёнка стоит только исправительному эксперименту начаться.

Общество всегда будет оборачивать то, что мы любим против нас, ведь это самый простой инструмент воздействия. Поэтому, прекрасная и воодушевляющая музыка Бетховена обратилась в эксперименте против героя.

Увы, но экспериментальная медицина изменила лишь модель поведения Алекса, перепрограммировав его, как робота, не изменив истинную личность. Никуда не делось и его прошлое и то, каким его запомнили окружающие люди.

В финале семья и всё, что любил (как ему казалось) главный герой обернулось против него: доверие родителей к своему сыну на тот момент уже было исчерпано, а в его комнате уже поселили незнакомого юношу примерно одного с ним возраста; жертвы его прошлой модели поведения и “друзья” избивают нового Алекса. Эта последовательность событий доводит его до кульминации “кармического наказания” в виде неудачной попытки самоубийства. Тем самым произведение говорит о том, что прошлое не изменить, и, что человек является лишь частью большого причинно-следственного мира, наполненного другими людьми, а не крутится вокруг чьего-то эго.

Будем надеяться, что вымышленное гротескное видение будущего, о котором повествовал Энтони Бёрджесс в своей книге и воплотил в экранизации Стенли Кубрик, никогда не станет явью.