Здание Главного штаба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

История строительства

Площадь до постройки здания Главного штаба

Восточное крыло здания Главного штаба и министерств занимает территорию, на которой с начала XVIII века сформировался ряд частных домовладений. Первое время их главный фасад выходил на набережную реки Мойки, тогда как на будущую Дворцовую площадь смотрели их задние дворы. К моменту постройки Зимнего дворца на неё выходили уже лицевые корпуса особняков и доходных домов.

Застройка восточной части Дворцовой площади конца XVIII века начиналась торцом здания экзерциргауза. Рядом с ним стоял дом скульптора Иоганна-Готлиба Шварца - главного изготовителя мраморных архитектурных элементов отделки парадных залов Зимнего дворца. Рядом с участком Шварца располагался дом баронессы Александры Борисовны Строгановой, урождённой княгини Голицыной, вдовы барона Григория Николаевича Строганова. За её домом находился дом Екатерины Буландт, супруги чешского музыканта и композитора Антона Буландта. Здесь продавались музыкальные инструменты, устраивались популярные в Петербурге концерты. Соседом с Буландтами с 1797 году был купец Шарапов, позднее ставший надворным советником. Далее располагался участок купчихи Розы Каролины Молво, владелицы нескольких крупных продуктовых магазинов. От неё дом перешёл во владение супруги графа Сен-При.

Наиболее представительным зданием восточной части Дворцовой площади был дом князя Александра Борисовича Куракина. За домом Куракина располагался дом купчихи Резвой, у которой в начале 1800-х годов его купил коллежский асессор Иван Маркелов. Далее находилось здание старого Пажеского корпуса. В конце 1790-х годов освободившееся здание было продано статскому советнику Грифсу. В 1821 году его вдова Ребекка Карловна Грифс содержала здесь "Трактир города Парижа". Последним в этом ряде зданий был дом доктора Кристофа Казимира (Христофора Яковлевича) Лерхе.

Участок Лерхе с юга ограничивал Водяный переулок, соединявший Дворцовую площадь с набережной реки Мойки. За этим переулком располагался дом золотошвея Моллера - последний из выходящих на Дворцовую площадь. Дальнейшая застройка выходила уже только на Луговую Миллионную улицу: дом купца Петелина, дом статского советника Фурсова, дом наследников переплётчика немецких книг Иоганна Генриха Миллера, дом фабрикантши вдовы Шеккельберовой, дом "пуговишного цеха мастера" Якима Штута. Все эти участки были впоследствии поглощены зданием Главного штаба.

Участок, на котором находится западное крыло здания Главного штаба, был выделен под застройку в 1764 году согласно составленному архитектором А. В. Квасовым генерального плана города. Именно этот зодчий задал дугообразное направление застройки.

Окончательно западная часть дуги сформировалась в 1780-х годах, когда архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном здесь было построено три похожих друг на друга здания: владение графа Якова Александровича Брюса, дом фаворита Екатерины II Александра Дмитриевича Ланского и участок Авдотьи Ивановны Молчановой (Кушелевой).

На заднем дворе дома Ланского размещался Новый (Кушелевский) театр, называемый также Немецким. В нём устраивал маскарады Луи Фильети, который в 1801 году получил на это исключительную привилегию от императора. Один из современников так описал театр: "Манеж находится в заднем корпусе великолепного бывшего дворца Ланского, который Екатерина II приказала возвести с императорским великолепием прямо напротив Зимнего дворца, и который ещё не был закончен, когда предназначенный владелец умер, вследствие чего это красивое колоссальное здание перешло к его семье. При усердии тех, которые руководили строительством, уже летом 1796 года стоял театр, который смело мог равняться со многими, даже большинством театров в средних немецких городах. Он состоял из партера, одного яруса лож и галереи и мог удобно вместить около тысячи зрителей. Зал украшала искусная кисть господина Дранше, российско-императорского театрального живописца, полностью в собственном вкусе. Целое представляло сад со шпалерой, где просвечивала листва и вверху вершины деревьев образовывали над ним свод, который придавал целому нечто романтическое. Знаменитый Гонзаго преподнёс сцене несколько превосходных декораций, остальные изготовил Дранше, многие члены, которые были художниками, также позаботились об украшении как театра, так и зала собраний. Многие русские вельможи заинтересовались этим и снабдили гардероб богатыми и дорогими одеждами; короче, новая сцена была торжественно открыта 24 сентября 1796 года".

Кушелевский театр сгорел в 1804 году, после чего долгое время бездействовал. Только через четыре года Молчанов, не ремонтируя театр, сдал его в наём дирекции Императорских театров сроком на восемь лет. Как до так и после пожара здесь выступала немецкая труппа, представления которой пользовались успехом у обширной петербургской немецкой общины. Даже после того, как в доме Молчанова разместился Главный штаб, театр продолжал действовать, так как приносил хорошую прибыль. Главный штаб сдавал его всё той же дирекции до 1816 года.

Дом Брюса был продан его дочерью в 1807 году надворному советнику Кусовникову. При нём здесь работала гостиница "Европа" ("Hotel de l'Europe"), которую содержал француз Тардиф. Этот отель славился роскошью и богатством интерьеров. Им пользовались многие дипломаты и богатые иностранцы, в нём постоянно жили баварский и шведский посланники.

Перед войной с Францией Александр I провёл реорганизацию системы управления армией. Размещавшиеся по разным адресам учреждения Генерального штаба были объединены под одной крышей. 28 марта 1811 года высочайшим рескриптом Александра I дом Молчанова был выкуплен в казну и передан Генеральному штабу.

Следует помнить, что Главный и Генеральный штабы - органы управления российской армией, которые в разное время существовали параллельно друг другу. Главный штаб был создан в конце 1815 года для заведения всеми областями военного управления (кроме хозяйственной). В него вошли Инспекторский департамент и Квартирмейстерская часть, с 1816 года - Военно-топографическое депо, подчинённое до того Генеральному штабу.Так, кроме всего прочего, здесь была создана библиотека Главного штаба. Вход в неё находится на Дворцовой площади - второй подъезд справа от арки. На создание библиотеки значительную сумму пожертвовал Александр I. Инициатор её создания генерал-фельдмаршал князь Пётр Михайлович Волконский подарил библиотеке около 500 книг. После окончания Отечественной войны 1812 года библиотека приобрела 3 000 томов лучших зарубежных книг по воинскому искусству.

6 мая 1816 года по инициативе Александра I дом Кусовникова был выкуплен в казну за 600 000 рублей ассигнациями и передан Главному штабу. Рядом с бывшим домом Кусовникова, ближе к Невскому проспекту, располагался дом "депо карт", которое всегда был в ведении военного ведомства. Здесь работали военные картографы и топографы. В 1819 году этот дом был передан штабу Гвардейского корпуса.

Строительство здания

Если до войны с Францией императору нужно было держать рядом в первую очередь военное ведомство, то после победы над Наполеоном для сохранения завоёванных внешнеполитических позиций рядом с Зимним дворцом потребовалось иметь и министерство иностранных дел.

Для Главного штаба было решено приобрести остаток "фельтеновской дуги". На приобретение домов у потомков Брюса и Ланского казной было потрачено 1 032 500 рублей. Из них 275 000 ушло в марте 1819 года на покупку дома у Елизаветы Дмитриевны Ланской.

С участками вдоль Мойки ситуация оказалась сложнее. Здесь стояли хоть и не столь богатые особняки, но их было так много, что приобретение в казну всей необходимой территории оказалось весьма дорогой затеей. На покупку территории было потрачено 1 480 000 рублей. В казну отошли участки Храповицкого, Фогта, Сегена, Котомина и Лерхе. Ещё за 1 500 000 были куплены участки Маркелова, Шарапова и Сен-При.

Объединить все здания под одним фасадом предложил император Александр I. Разработка планов и чертежей была поручена архитектору Карлу Росси. 16 марта 1819 года был принят соответствующий указ, а 15 марта 1820 года был создан специальный комитет "По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам". Временную строительную комиссию возглавил генерал-майор Сенявин. Перестройкой сохранённых на участке зданий управлял князь Волконский. В помощь Карлу Росси были назначены Ф. Руска, П. Жако и другие архитекторы и инженеры.

Архитектор повторил линию фасадов существующих ранее зданий. Параболическая форма основной части главного корпуса устранила монотонность фасада без ризалитов, так как в этом случае одни и те же архитектурные детали видны под разными углами. Плоские же боковые фасады снабжены центральными ризалитами с прислонёнными к стене колоннадами. Несмотря на то, что крылья дома не равны по длине, они выглядят одинаковыми. Для устранения диспропорции Росси оформил фасады портиками: из 14 колонн на Главном штабе, из 12 - на корпусе министерств финансов и иностранных дел. Более пластично Росси оформил фасад со стороны Мойки, где набережная следует по гораздо более прямой линии. Как раз там выступами и углублениями в фасаде устранена монотонность 200-метровой стены.Часть дома №1 по Большой Морской улице снесли, направление улицы изменили так, чтобы она выходила строго на центр Зимнего дворца. От домов Брюса и Ланского оставили лишь внешние стены и некоторые залы, украшенные по рисункам Кваренги. Заботу о труде итальянского архитектора проявил его ученик Карл Росси. До наших дней уцелела парадная мраморная лестница дома Ланского - сейчас это лестница библиотеки Главного штаба.Торжественная закладка здания Главного штаба состоялась 12 июня 1820 года. На закладной доске значилось: "Учинена закладка строению на площади противу Зимнего дворца для приведения оной в правильность".1 февраля 1822 года в надворном флигеле бывшего дома Кусовникова была освящена церковь во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. 23 апреля, в день первого храмового праздника, её посетил Александр I. Императором храму были подарены Евангелие в серебряном окладе и паникадило из Зимнего дворца. С тех пор все служащие Главного Штаба каждое 23 апреля освобождались ото всех служебных занятий.

В том же 1822 году в здании Главного Штаба был сформирован и размещён Корпус военных топографов, при нём расположилось Топографическое училище.

Строительство западного корпуса было завершено к 1823 году, после чего начали строить восточный корпус. Его завершили в основном к 1825 году, причём первым делом сооружали новый выходящий на Дворцовую площадь фасад. Фасад всего здания Главного штаба стал на тот момент самым длинным в Европе - около 580 метров. Угол здания у Мойки ради целостности композиции был сделан острым. За такую форму его прозвали "утюг".

В начале работ на возведение здания средств не жалелось, цоколь выходящего на Дворцовую площадь корпуса министерства иностранных дел был сложен из дорогого гранита. А после воцарения требовавшего строжайшей экономии Николая I в 1825 году со стороны Певческого моста цоколь укладывался уже из более дешёвого пудостского камня. По распоряжению Николая I фасад здания Главного штаба был окрашен в жёлтый цвет.Ради окончательного освобождения Дворцовой площади от старых построек в 1827 году за 780 000 рублей был куплен для сноса соседствующий с министерским корпусом дом. Суммарная стоимость выкупа участков восточнее Малой Миллионной улицы обошлась более чем в три раза дороже, чем выкуп домов Ланского и Кусовникова.

Кушелевский театр был закрыт, в театральном зале стал работать Общий архив Генерального штаба, с 1834 года ставший Государственным. Здесь Росси для уменьшения риска пожара использовал металлические перекрытия. Свод зала поддерживают восемь металлических дуг, опирающихся на двадцать две чугунные колонны. По стенам зала архитектор разместил чугунные галереи с подъёмными чугунными полками и железными шкафами. Зал Архива стал первым подобным в России. Его чугунные конструкции были созданы на Александровском чугунолитейном заводе.

Арка

После завершения строительства корпусов нового здания, приступили к оформлению триумфальной арки. Идея её установки между западным и восточным корпусами пришла Росси во время работы над вторым из них.Разрыв между крыльями нового здания сначала он оформил двойной колоннадой, раскрывающей выход на Большую Морскую улицу. Такой вариант зодчий впоследствии переделал, вместо колоннады устроив широкую арку с проездом в центре и двумя проходами по бокам. Однако и этот вариант его не устроил, Росси расширил арку до ширины всего проезда, за ней поставил ещё одну. Таким образом архитектор пришёл к воплощённому им варианту, когда арки с поворотом укрывают от взора с площади поворот Большой Морской улицы. Арка была рассчитана как зрительный центр здания.

Арка Главного штаба возводилась последней вследствие того, что её своды поддерживают не только боковые устои, но и стены восточного и западного корпусов которые к моменту её сооружения успели осесть.

Скульптурное убранство арки задумывалось скромнее, нежели впоследствии было реализовано. Императором Александром I был утверждён проект, предусматривающий её строгий классический облик. Однако сменивший его Николай I посчитал нужным оформить арку как сооружение, прославляющее славу и отвагу русской армии. Тогда был разработан новый проект. При проектировании арки Росси планировал установить на ней две женские фигуры, поддерживающие российский герб. Этот замысел был одобрен Александром I, но не принят Николаем I. Тогда то и появилось решение установить здесь конную группу Победы. Для её создания свои услуги предлагал итальянский скульптор Александр Трискорни. Из всего заказа модель летящей Славы он предлагал сделать бесплатно. Но работа была отдана русским скульпторам. Договор со скульпторами был заключён 28 апреля 1827 года. На изготовление всех моделей, за исключением колесницы, им давалось всего два месяца.

Конструктивные расчёты арки были выполнены П. Жако. По первым расчётам конструкций металлического завершения триумфальной арки и колесницы с войнами их вес составил 80 тонн. Такую тяжесть архитектор посчитал чрезмерной. Тогда директором Александровского чугунолитейного завода англичанином М. Кларком было предложено оригинальное решение. Он предложил выполнить из чугуна только каркасы колесницы и воинов, которые надо было обложить медными листами. В результате вес скульптурной группы уменьшился в пять раз. Такой вариант и был принят. Впервые подобные фигуры были выполнены из листовой меди в технике выколотки. Несмотря на это, вес нагрузки на арку всё равно вызвал опасения у чиновников и других архитекторов.

По одной из легенд коллеги Росси по архитектурному цеху (в основном иностранцы), а затем и Николай I, усомнились в надёжности Триумфальной арки. Император тогда сказал зодчему: "А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес". Росси ответил: "Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой". Чтобы подтвердить качество своей работы архитектор после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на арку. Как оказалось, сооружение выдержало их тяжесть.

Торжественное открытие арки состоялось 28 октября 1828 года. Полностью все строительные и отделочные работы завершили в 1830 году. Всё строительство обошлось почти в 7 000 000 рублей. Из них на скульптурное оформление арки - 236 000 рублей.

Высота арки составляет 28 метров. Находящиеся на ней фигуры коней имеют высоту в три метра, а богиня Ника - 10 метров. Триумфальная арка здания Главного штаба состоит из трёх стоящих по углом друг другу отдельных арок.

Арка стала главным, парадным входом на Дворцовую площадь. Она спроектирована так, что её центр находится на одной линии с центром парадного въезда во двор Зимнего дворца. Позже на этой невидимой линии появилась и Александровская колонна.

Первоначально стены здания Главного штаба были выкрашены в светло-серый цвет.

Здание до революции

Министерство финансов заняло корпус здания со стороны Мойки, министерство иностранных дел - со стороны площади. Внутри восточного корпуса существует пять внутренних дворов. В двух из них хорошо заметны полукруглые выступы - помещения бывших министерских нужников.

Второй этаж восточного корпуса заняла служебная квартира министра иностранных дел. Анфилада её комнат тянулась от среднего подъезда в направлении к Певческому мосту. Их отделка осуществлялась по проектам Росси художниками его мастерских: Джованни Баттистой, Скотти, Антонио Виги, братьями Дадоновыми.

Первым здесь поселился министр иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде. Квартира его состояла из столовых, спальни, кабинета, будуара, приёмной, зала для танцев. В квартире Нессельроде устраивались светские встречи и приёмы, на которых бывали многие дипломаты, чиновники, литераторы и артисты. После отставки Карла Нессельроде его пост и служебную квартиру занял князь Александр Михайлович Горчаков.

В 1838 году в одном из окон здания Главного штаба были установлены часы, по которым многие петербуржцы сверяли свои хронометры. В 1864 году эти часы были снабжены электрическим приспособлением для передачи сигнала точного времени в приёмную комнату Главного штаба.

В 1888 году многие помещения здания Главного Штаба были капитально отремонтированы. В мае 1889 года архитектором Модестом Ивановым была начала реконструкция Георгиевской церкви. Украшением лестницы библиотеки Главного штаба в 1891 году стали бюсты русских полководцев. На колоннах вдоль балюстрады разместили бюсты А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, Г. А. Потёмкина. В нишах по сторонам от дверей - статуи А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В большой средней нише - статую Петра I.

С 1892 по 1903 год на казённой министерской квартире жил министр финансов Сергей Юльевич Витте. Атмосферу здания хорошо передала его дочь в своих "Записках девочки", вышедших в Берлине в 1922 году. Судя по её воспоминаниям:"Окна нашей квартиры выходили на серенькую непривлекательную Мойку. Сами министерские здания тогда были бурой окраски, а помещения его - чрезвычайно неуютны. Квартира состояла из залов, анфилады гостиных, зимнего сада и бильярдной. Но всё это было каким-то отталкивающе холодным.На чердаке мама обнаружила множество старинной бронзы, которую реставрировали и украсили ею голые громадные комнаты. Уютно было лишь там, где находилась собственная обстановка родителей. Отец был неумолим, когда дело касалось казны; он не позволял тратить деньги на украшение министерских помещений и всегда урезал смету до крайности.

24 февраля 1900 в библиотеке Главного штаба произошёл пожар. Сгорел круглый зал и 12 000 книг. В 1905 году круглый зал был восстановлен, над ним возвели железо-стеклянный купол.

Здание после революции

Революционные события 1917 года затронули и министерство финансов. В его стенах обсуждались вопросы о поставках продовольствия в Петроград, о введении твёрдых цен на хлеб. 25 февраля у всех правительственных зданий, в том числе у здания Главного штаба, были установлены военные караулы. Последним министром финансов, занимающим здесь помещения казённой квартиры, стал Пётр Львович Борок, бывший на этом посту с мая 1914 по март 1917 года. Он до конца оставался верен Николаю II, оставил министерское кресло только после отрешения монарха. Его примеру последовал и глава внешнеполитического ведомства Сергей Дмитриевич Сазонов. Прежние чиновники окончательно оставили министерские помещения в октябре, когда к власти пришли большевики.

В доме №43 по набережной Мойки, где до того работал корпус департамента государственного казначейства министерства финансов, разместился Народный комиссариат финансов. 14 декабря 1917 года его посетил Владимир Ильич Ленин. Здесь он провёл совещание по национализации банков. Утром следующего дня это было осуществлено, о чём напоминает памятная доска на фасаде здания.

16 января 1918 года приказом народного комиссара по военным делам Льва Троцкого Георгиевская церковь в здании Главного штаба была ликвидирована. Её иконостас был уничтожен, мраморные мемориальные доски разбиты. Церковь в министерстве иностранных дел закрыли за год до этого.

30 августа 1918 года в подъезде восточного корпуса здания Главного штаба был убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии Моисей Соломонович Урицкий.

В 1920-х годах помещения министерства иностранных дел занимали различные милицейские службы. При них существовал музей криминалистики, размещавшийся в самом углу восточного корпуса, у Певческого моста. В коллекцию этого музея входили самые разные тематические экспонаты, включая заспиртованную голову знаменитого тогда бандита Лёньки Пантелеева.

Здание Главного штаба во время войны и до наших дней

За годы войны здание Главного штаба пострадало от бомбардировок и сложных условий эксплуатации. Его восстановлением занимались в 1948-1950-х годах.

8 июля 1945 года — Через арку Главного штаба торжественно прошли победители Великой Отечественной войны — солдаты и офицеры Ленинградского Гвардейского корпуса.

Бывший архив Генерального штаба передал своё помещение архиву Военно-Морского флота в 1956 году. В доме №43 по набережной Мойки в советское время работал филиал Ленинградского института по проектированию заводов приборостроения и средств автоматизации. Помещения дома №45 занимал НИИ типового и экспериментального проектирования. В доме №47 размещался "Оргэнергострой" - Ленинградский институт по проектированию энергетического строительства.

Очередная реставрация помещений корпуса министерства иностранных дел проходила в 1964-1969 годах. Тогда в 15 комнатах реставраторы закрепили и расчистили живопись, лепку, позолоту, искусственный мрамор. Старинные росписи на площади 400 кв. м. были восстановлены бригадой художников-реставраторов в составе А. Н. Ступина, Я. А. Казакова, М. В. Швабского и Б. А. Окорочкова.

В 1988 г. восточное (левое) крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу.

В 2008 г. началась реставрация исторического строения и его приспособление под музейную функцию. Грандиозный проект был завершен к 250-ти летнему юбилею Эрмитажа в 2014 г. В ходе работ были отреставрированы помещения, сохранившие свою отделку. Особую ценность имеют оформленные К. И. Росси в стиле ампир парадные апартаменты квартиры министра иностранных дел К. В. Нессельроде. В этих залах размещена выставка, посвященная искусству этой эпохи.

Для создания в Главном штабе музейных пространств был использован общий для всех зданий Эрмитажа принцип анфиладности экспозиционных залов. В анфиладах помещений восточного крыла Главного штаба разместились экспозиции искусства XIX–XXI вв. Залы четвертого этажа, где находится галерея памяти С. Щукина и братьев Морозовых, имеют специально устроенные световые фонари. По оси здания в центральной его части на втором этаже появилась Новая Большая Анфилада, состоящая из чередующихся пространств крытых атриумов и выставочных залов. В нее ведет новая парадная лестница, берущая начало в самом большом атриуме. Еще одна новая лестница расположена в последнем и самом малом по площади дворе.

Основные экспозиционные помещения объединены в три анфиладные линии: Дворцовую линию (вдоль Дворцовой площади), Певческую линию (вдоль Певческого проезда), Речную линию (вдоль набережной реки Мойки) и дополнены центральной Большой анфиладой внутренних дворов-атриумов. В экспозиционную зону из парадного входного вестибюля ведет величественная лестница, размещенная в самом большом из пяти внутренних дворов.

На втором этаже музея открыта экспозиция «Искусство эпохи модерна» - тематическая выставка посвященная Министерству финансов Российской империи, которое располагалось в стенах этого здания. На третьем этаже созданы экспозиции «Под знаком орла. Искусство ампира», «Французская живопись и скульптура XIX века», «Западноевропейское искусство XIX века (Германия, Голландия, Бельгия)», Музей гвардии XVIII века, постоянная выставка, рассказывающая о Министерстве иностранных дел Российской империи, также некогда занимавшем эту часть Главного штаба. На четвертом этаже в «Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых» представлена живопись Франции второй половины XIX века: импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы Наби. Отдельные залы отведены для полотен Матисса, Пикассо и других мастеров XX века.

В залах Главного штаба регулярно проходят временные выставки, это главная музейная площадка для показа современного искусства.