Znamia.jpg

Знамя – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, издается в Москве с 1931.Первые два года выходил под названием ЛОКАФ – Литературное объединение писателей Красной Армии и Флота. В состав редколлегии входили М.Залка, В.Луговской, С.Щипачев и др. известные в те времена писатели.

Задачи нового журнала были сформулированы так: «Перед лицом надвигающихся решительных боев между капитализмом и социализмом батальоны советских писателей становятся в ряды стальных дивизий в боевом органе Литературного объединения Красной Армии и Флота – «Локаф»». Естественно, что журнал, «освещал жизнь армии и флота, их героическое прошлое, борьбу за укрепление обороны страны».

В 1934 редактором журнала (уже «Знамени», органа СП СССР) стал Вс.Вишневский. В довоенное время в журнале, наряду с забытыми впоследствии писателями, появлялись имена В.Гроссмана (рассказ Мечта), стихи В.Луговского, Н.Тихонова, И.Эренбурга, И.Уткина. Конечно, и эти произведения несли на себе отпечаток господствующей идеологии тех лет, но крупицы (а иногда и более того) подлинной художественности в них, несомненно, были.

Во время Великой Отечественной войны на страницы журнала были допущены не только Ольга Берггольц и Константин Симонов, но и А.Платонов (рассказ Броня), В.Шкловский (Памяти Юрия Тынянова), поэты М.Петровых, Н.Крандиевская-Толстая, а в 1945 даже А.Ахматова (Наше священное ремесло…).

Разгром фашизма породил надежды на либерализацию советского строя, что нашло свое отражение и в литературе. Журнал «Знамя» не был исключением. «Знамя» первых послевоенных лет – это В окопах Сталинграда В.Некрасова, Двое в степи, Спутники В.Пановой, Дом у дороги Э.Казакевича, А.Твардовский.

Эта первая советская «оттепель» очень быстро закончилась. Печально известное Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) стало первым в ряду подобных. В 1949 дошла очередь и до «Знамени»: «В течение 1948 года журнал «Знамя» снизил идейно-художественное качество публикуемых материалов. В журнале напечатан ряд идейно-порочных и неполноценных в художественном отношении произведений». Шла кампания борьбы с космополитизмом, и «барский гнев» вызвала прежде всего повесть Э.Казакевича, а также отдел критики.

Большая часть сотрудников, в том числе и Вс.Вишневский, были отстранены от работы. Главным редактором стал партийный функционер В.Кожевников. В состав редколлегии вошла Л.Скорино – оголтелый критик, набрасывающийся на всякое живое слово. Журнал становится едва ли не самым «идеологически выдержанным» толстым журналом.

В краткий период хрущевской «оттепели» даже В.Кожевников не мог не отдать дань веяниям времени. Достаточно сказать, что именно в «Знамени» была напечатана давшая название эпохе повесть И.Эренбурга Оттепель. С произведениями на военные темы выступают Г.Бакланов и В.Астафьев. Здесь (впрочем, как и всюду) публикуются поэты-шестидесятники А.Вознесенский и Е.Евтушенко. На страницы журнала попадает поэт Г.Айги (в переводе Б.Ахмадулиной), в апреле 1954 здесь напечатаны стихи из Доктора Живаго Пастернака. Но роман В.Гроссмана Жизнь и судьба В.Кожевников передал в КГБ.

«Знамя» эпохи Брежнева – довольно бесцветный журнал, прибежище «секретарской» литературы (творений секретарей Союза Писателей): «Щит и меч» Кожевникова, «Блокада» А.Чуковского. Отдельные блестки в виде стихов Л.Мартынова, Ю.Левитанского или повести Ю.Трифонова существенно не изменяли «лицо» журнала.

В 1986 – через 37 лет! – В.Кожевников наконец-то оставил бразды правления журналом. Главным редактором стал Г.Бакланов, быстро превративший журнал в один из важнейших органов перестройки. Заместителем главного редактора был назначен В.Лакшин (до 1989), потом С.Чупрынин, который в 1993 сменил Г.Бакланова на посту главного редактора. С 1991 журнал перестает быть органом СП, и его учредителем становится коллектив редакции.

В перестроечные времена в «Знамени» были опубликованы рассказы и повести Ф.Искандера, А.Битова, А.Приставкина, стихи А.Кушнера, И.Лиснянской. Как и другие журналы этой поры, «Знамя» отдавал значительную часть своей площади произведениям, которые не могли пройти через советскую цензуру: Мы Е.Замятина, Собачье сердце М.Булгакова, стихи Н.Гумилева, В.Ходасевича, И.Бродского. Страницы журнала стали трибуной, где обсуждались животрепещущие проблемы прошлого, настоящего и будущего России. В 1990 тираж достиг 1 000 тыс. экз.

С середины 90-х в журнале руководствуются девизом: «Ни одного номера без нового имени». «Нам хотелось представить наиболее широкий спектр современной литературы и дать слово не только писателям, продолжающим традиции русской литературы 19 и 20 вв., но и авторам, работающим в условиях литературного эксперимента», – сказал С.Чупрынин, главный редактор журнала, Президент Академии русской словесности.

Одним из открытий «Знамени» стал В.Пелевин, который после публикации романов Омон Ра и Чапаев и пустота из малоизвестного автора научно-фантастических рассказов превратился в одного из самых популярных русских писателей. Читатели «Знамени» первыми познакомились со многими произведениями, получившими затем признание на самых высоких уровнях: Взятие Измаила М.Шишкина (премия «Букер»), Монументальная пропаганда В.Войновича (Государственная премия России), стихотворения Б.Рыжего (премия «Незнакомка» – «Антибукер»), Андеграунд В.Маканина (Государственная премия России) и др.

«Знамя» – один из немногих «толстых» журналов, регулярно рецензирующий книжные новинки (рубрика «Наблюдатель»). Статьи, помещенные в разделах «Критика», «Публицистика», «Непрошедшее» (архивы, свидетельства, мемуары) не раз приковывали к себе внимание других журналов и газет.

Стало традицией награждение премией «Знамени» лучших авторов. Среди лауреатов: покойные Ю.Давыдов и Г.Владимов, а также активно работающие в сегодняшней литературе: Т.Кибиров, Ю.Буйда, М.Вишневецкая, В.Маканин, Е.Попов, Л.Петрушевская, М.Кураев, Н.Горланова и др.

С 2002 журнал проводит выставки (Арт-проект «Галерея Знамени») своих авторов (живопись, графика, скульптура). Так, в помещении редакции состоялись выставки: А.Вознесенского, Н.Горлановой, М.Москвиной, Ю.Коваля, В.Сидура и др.




Литература

Антология «Наше «Знамя»: 1931–2001. Антология. М., 2001